Анна Съедина
Образовательная деятельность «Земелюшка-чернозем»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Познание»
Тема: «Земелюшка-чернозем»
Цель:
Формировать представление о значении чернозема в жизни края, о земельных ресурсах Белгородчины. Продолжать учить ориентироваться по карте области. Воспитывать уважение к труду человека в сельском хозяйстве.
Публикация «Образовательная деятельность „Земелюшка-чернозем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Оборудование:
картинки с изображением города, села, реки, оврага, паш-ни, плодового сада, леса, болота, сенокоса, пастбища, меловых отложений, карь-еров по добыче полезных ископаемых и др., разноцветный круг земельных ре-сурсов Белгородчины, карта области, перфокарты по количеству детей «Что спо-собствует богатым урожаям».
Ход НОД
Сегодня я расскажу вам сказку. Много, много лет назад набежали на нашу Белгородчину злючки-вреднючки, схватили они фею Черноземку и унесли в свои владения. Не стало на Белгородчине чернозема, стали урожаи бедные, пришел голод. Собрались тогда отважные богатыри земли Белгородской и стали держать совет - как вызволить из плена фею Черноземку, вернуть на Белгородчину пло-дородные земли. Много сражений пришлось им выдержать, через тяжкие испы-тания пройти, немало разгадать головоломок, но нашли они фею Черноземку, вернули в наш белгородский край. И воспрянула природа, получив питательную черноземную почву,дала большой богатый урожай на радость людям, стали лю-ди оберегать землю-кормилицу. Но не везде фея Чернозема расстелила свою пло-дородную почву. Из каких мест не пришли богатыри спасать ее, там остались песчаные почвы или с меловыми отложениями, менее плодородные, скудные пи-тательными веществами. Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.
Ведь на самом деле не все почвы Белгородчины — чернозем.
Воспитатель приглашает детей к карте Белгородской области, предлагает по фишкам, обозначающим качество почвы определить, где находятся чернозем-ные почвы по Белгородской области (дети анализируют).
Воспитатель называет земельные ресурсы области.
Воспитатель демонстрирует картинки или фотографии и говорит: на землях Белгородчины стоят города и села, есть леса, болота, протекают реки, растут са-ды, расстилаются сенокосы и пастбища, есть овраги, меловые обнажения, проло-жены дороги, широкие просторы пашни, многолетние плодовые и ягодные насаждения, залежи полезных ископаемых и др.
Все это делится на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.
Задание детям: из выставленных картинок выбрать те, которые относятся к сельскому хозяйству.
Воспитатель - плодородные почвы и благоприятный климат способствуют развитию в нашем крае сельского хозяйства и в основном это пашня, где выра-щивают различные культуры. Воспитатель предлагает «Земельный круг обла-сти» - дети из разноцветных секторов складывают круг, сами или воспитатель чи-тает название секторов.
Воспитатель приглашает детей к карте и просит, посмотрев на нее попы-таться самим сделать вывод, в каких местах области больше используют пашню (там, где черноземы - Ракитянский, Ивиянский, Грайворонский, Губкинский и Борисовский районы - более 80%).
В Вейделевском, Красненском, Красногвардейском, Ровенском районах са-мая большая доля пастбищ в сельском хозяйстве - здесь больше развито живот-новодство, чем в других районах.
Игра «Что выращивают на пашнях Белогорья».
Каждый из детей, по очереди называет сельскохозяйственную культуру, остальные дети, если согласны, хлопают.
Воспитатель говорит, что все перечисленное выращивают на полях, но больше всего засевают пашни зерновыми - это наш хлеб, а кормовые - это на корм скоту, а значит идет развитие животноводства в сельском хозяйстве края.
Воспитатель. Благоприятные природные факторы, забота людей способ-ствуют получению богатых урожаев.
Работа с перфокартами
«Что способствует богатым урожаям»
Задание:
красным кружком отметить то, что дает сама природа, зеленым, что зависит от человека.
Воспитатель. Природа дает много, но без рук человека, без его заботы о земле, не получится богатых урожаев.
Чтение стихотворения «Руки человека»
Спасибо, вам солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым,
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам руки, за добрый ваш труд!
Воспитатель. На земле нужен заботливый хозяин. Есть народная мудрость: «Без хозяина земля — круглая сирота».
Смысловой анализ. Заучивание пословицы с детьми.