Марина Лошковых
Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения «Путешествие в лес. Звук и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Период обучения: 3.
Цель: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью, повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей.
Задачи:
1. Образовательные :
-Способствовать умению детей различать понятия «звук», «буква».
- Создать условия заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
Публикация «Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения „Путешествие в лес, Звук и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
-Развивать психические процессы, воображение и логическое мышление.
- Активизировать словарный запас по теме дикие животные и птицы.
- Способствовать развитию общей и мелкой моторики.
- Формировать умение дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох.
3. Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
-Способствовать развитию умения вести себя в коллективе сверстников, слушать друг друга, не перебивать говорящего, понимать указания взрослого и следовать им.
4. Коррекционные
-Учить давать чёткую характеристику согласного звука [Ж];
-Автоматизация звука «Ж» на уровне слогов, слов, фразы.
-Учить выделять звук из потока звуков, слогов, слов, развивать фонематические процессы.
-Закрепить умение делить слова на слоги, называть количество слогов в слове;
-Совершенствовать навыки звукового анализа. Развивать умение определять место звука в слове;
-Отрабатывать дикцию и артикуляционную моторику.
-Учить согласовывать существительные с числительными. Пересчёт от1-6.
-Развивать конструктивные навыки, умение собирать предметную картинку из частей.
Оборудование: воздушные шары с буквами 3 штуки (Ж,К,У) ,воздушный шар, буква «Ж», схема- мнемотаблица характеристики звука «Ж», буквы У, Ж, К. Игрушка жука. Макет медвежат 6 штук. Гимнастические палки 6 штук. Разрезные картинки 7 штук. Средства ИКТ.
Индивидуальная работа: оказывать помощь в образовании сложных слов, составлении предложений детям слабой подгруппы. Закрепление в речи детей автоматизируемых звуков.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Звучит шум леса. Дети собираются в круг. (слайд №1)
Логопед: Ребята, что вы слышите? Это голоса волшебного леса, где происходят удивительные волшебства.
Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в волшебный лес.
Путешествовать мы будем, отгадайте на чём? :
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар).
-Как вы догадались, что это воздушный шар?
Основная часть.
1. Упражнение на дыхание. «Подуй на шар». (слайд №2)
Логопед: Что бы наш воздушный шар взлетел, что нужно сделать? Подуем на воздушный шар, и он взлетит.
-Вдох носом, выдох ртом, губы в положении «колечка».
Взлетел наш воздушный шар. (Педагог напоминает исходное положение).
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Куда, мы с вами ребята попали? (слайд №3).
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Логопед: В этом лесу домик, а в домике живёт,отгадайте кто?
Если б не было его,
Не сказал бы ничего? (Язык)
. Домик с язычком. (слайд №3, анимация «Домик с язычком»)
Логопед: Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Открылись двери домика вот так. (Открыть-закрыть рот, повторить 3 раза).
Наш язычок оказался весёлым, стал он прыгать по поляне. (Щёлканье языком, упражнение «Лошадки»).
Увидел язычок высокий гриб (Упражнение «Грибок», удержать до 8 секунд).
Обрадовался язычок грибочку и заиграл на гармошке. (Упражнение «Гармошка»).
3. Характеристика звука «Ж». Работа над голосом. Развитие фонематических процессов.
Логопед: Вдруг откуда не возьмись, прилетел, отгадайте кто? (Звучит жужжание жука.) Слайд №4
«Жук жужжит жу -жу- жу
Я на ветке сижу и жужжу
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
Слайд №4 Картинка жук (Анимация)
Логопед: Ребята, какой звук прожужжал жук? ЖЖЖЖ
Произнести тихо, громко звук «Ж» с движением руки.
Индивидуальное проговаривание звука «Ж».
Логопед: Жук хочет познакомить наш язычок с этим необычным звуком «Ж».
Анализ и характеристика звука «Ж» по мнемотаблице с использованием мольберта. (Характеристика звука «Ж» учителем-логопедом) :
-Символ звука Ж;
-Значок синего цвета;
-Положение губ, языка при произношении звука «Ж»;
-Сила выдыхаемой струи воздуха;
-Звонкий звук.
Выделение звука из потока слогов, слов.
Упражнение «Поймай звук Ж» (Дети садятся в круг).
Логопед: Подружился язычок со звуком «Ж», а поймать его не может.
Поможем язычку поймать звук «Ж»
Логопед произносит согласные звуки, затем слоги, дети хлопают на звук «Ж».
Выделение звука «Ж» в названии предметов.
Логопед: Посмотрите ребята, на поляне в волшебном лесу появились разные дикие животные и птицы. Попробуйте найти диких животных и птиц, в названии которых слышится звук «Ж». (Ёж, ежонок, лиса, заяц, медвежата, медведица, журавль).
Слайд №5.
Дети произносят названия диких животных и перелётных птиц, выделяя голосом звук «Ж».
Логопед :Подумайте ребята, кто здесь лишний и почему?
Звуко-слоговой анализ слов. (слайд № 6,7,8)
Назвать количество слогов в слове, место звука «Ж» в словах ЁЖ, ЕЖОНОК, МЕДВЕЖОНОК, связь со схемой.
4. Развитие логического мышления. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными. Пересчет от 1-6.
Игра за столом. «Пересчитай медвежат». (Звучит рычание медвежат слайд №10).
Логопед: На поляне в волшебном лесу гулял один медвежонок, прибежало ещё пять медвежат, сколько медвежат стало на поляне? (Шесть медвежат).
Пересчёт медвежат от 1до 6.
Один медвежонок, два медвежонка, три медвежонка, четыре медвежонка, пять медвежат, шесть медвежат.
Логопед: Один медвежонок убежал с поляны. Сколько медвежат осталось на поляне? Пять медвежат.
Пересчёт медвежат от 1до 5.
5. Знакомство с буквой «Ж». Анализ буквы. Выкладывание из букв короткого слова ЖУК, звуко-буквенный анализ слова.
Логопед: Посмотрите, ребята на нашем воздушном шарике появилась буква «Ж».
Эта буква широка,
И похожа на жука,
И к тому - же словно жук
Издаёт жужжащий звук ЖЖЖЖЖ
Анализ буквы.
Логопед предлагает выложить букву «Ж» из гимнастических палок
.
Логопед: Наш друг жук подарил вам ребята несколько воздушных шаров. Шары необычные, разноцветные. Какого цвета шары? Что вы видите на шарах? (Буквы)
Дети называют буквы. (У, Ж,К)
Логопед предлагает из воздушных шаров составить слово ЖУК.
Звуко-буквенный анализ слова ЖУК (соотнести цвет шара с характеристикой звука : Ж- синий шар, потому что звук согласный, твёрдый. У-красный шар, потому что звук гласный. К-синий шар, потому что звук согласный, твёрдый.
Логопед: Пора ребята нам возвращаться в наш детский сад. Попрощаемся с волшебным лесом, возьмём с собой нашего друга ЖУКА? Теперь у нас ребята, сколько шаров? (4 шара)
Мы легко долетим до детского сада, закрыли глазки. И зажужжали ЖЖЖЖЖЖЖЖ
Заключительная часть.
Логопед: Снова мы ребята в детском саду? Что нам подарил жук? Теперь мы должны подарить жуку небольшой подарок? Попробуем выложить портрет жука. (Выкладывают картинку «ЖУК» из разрезных картинок (4-6 частей).
Игра «Собери картинку».
Логопед: Ребята, во время нашего путешествия с каким звуком подружились? С какой буквой познакомились?