Татьяна Овчинникова
Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей
Пояснительная записка
Развитие речи является одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания детей. Дети с речевым недоразвитием составляют многочисленную группу.
Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы.
Публикация «Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Учитывая, что от уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка, можно сказать, что выработка методики, приемов работы с такими детьми, особенно удмуртского звукопроизношения, очень важна, это и обусловливает актуальность.
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.
Специальные исследования в коррекции речевых расстройств, в частности, нарушения звукопроизношения у детей, разговаривающих на удмуртском языке, в отечественной литературе не освещены. Этот факт определил научную новизну выбранной темы.
Основной принцип работы по формированию правильного звукопроизношения – принцип индивидуального подхода, но при автоматизации звука не исключается и подгрупповая форма организации занятий. Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносятся изменения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем с научной точки зрения обоснована необходимость коррекции произносительных навыков и определены потенциальные возможности формирования правильного звукопроизношения у детей подготовительной группы, говорящих на удмуртском языке.
Практическая значимость данной работы в том, что изучение структуры дефекта и особенностей коррекционной работы поможет создать благоприятные условия для развития речи и ее коррекции у детей подготовительной группы, а результатами исследования могут воспользоваться логопеды, воспитатели, работающие с таким контингентом детей. Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы.
Содержание работы
Цель работы – коррекция звукопроизношения детей, разговаривающих на удмуртском языке.
В соответствии с этой целью были поставлены задачи:
1) подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы;
2) вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
3) добиться правильного произношения звука во фразовой речи;
4) учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи;
Работа выстраивается на следующих принципах:
• научность и направленность обучения;
• наглядность и доступность;
• системность и последовательность;
• соблюдение дифференцированного и индивидуального подходов.
Форма организации работы: подгрупповая и индивидуальная.
Построение занятий определяется, исходя из учёта индивидуальных особенностей ребёнка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.
1. Подготовительный этап:
Целью этого этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. При этом работа ведется сразу в нескольких направлениях:
1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Отработка опорных звуков.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую - для определенного звука.
Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над выработкой направленной воздушной струи.
На данном этапе необходимо работать над воспитанием у ученика умения улавливать разницу между правильными и искаженными звуками. Если имеет место замена одного звука другим, необходимо провести дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя.
Для того чтобы научить кого-либо правильно произносить тот или иной звук необходимо выработать новые навыки и затормозить неправильно сформированные ранее. С этой целью проводится работа по отработке опорных звуков.
1. Формирование тонких движений органов артикуляции осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Она включает упражнения на :
тренировку подвижности органов артикуляции;
тренировку переключаемости органов артикуляции;
тренировку определенных артикуляционных поз;
Примеры артикуляционной гимнастики представленные на удмуртском языке (Приложение 1) :
1. Выжыкыл "Шулдыр кыл" №1
2. Выжыкыл "Шулдыр кыл" №2
2. Формирование направленной воздушной струи
Проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой в виде специальных упражнений :
укрепление мышц щек («Шар пельтоно»);
сдувание предметов (шарик из ваты, салфетка, карандаш);
дутье (духовые музыкальные инструменты, надувание шарика, мельница);
образование щели между растянутыми губами, желобок.
Артикуляционные упражнения, которые выполняются на выдохе (Приложение 2) : "Куркапиос", "ызы Петя", "Лобаса, бубылиос!", "Лымы усе. Пзь", " Выль Ар Зын ", " Тл кыран".
3. Развитие мелкой моторики (Приложение 3) :
пальчиковые упражнения;
настольные дидактические игры;
шнуровки, нанизывания;
рисование (обводки контура, штриховки).
4. Развитие фонематического слуха.
Направления работы:
улавливание различия между правильным и искаженным звуком;
развитие слухового внимания (по картинкам-символам, слуховой памяти, фонематического восприятия.
различение силы, высоты, тембра звука;
различение слов, близких по звуковому составу, различение пар слов;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем;
развитие навыков элементарного звукового анализа :
- определение количества слогов в слове (отхлопывание);
- анализ гласных;
- анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова).
5. Отработка опорных звуков.
Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки.
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.
Для звука [c] опорными будут являться звуки [и], [ф].звуки [c], [и] – одинаковые по способу образования (переднеязычные, кончик языка при их произнесении находится за нижними резцами. Отрабатывая звук[и], нужно добиться положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки [и], [ф] – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [ф], нужно добиться направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука [c].
Для [ш] опорным является [т], [с]. Звуки [ш], [т] – одинаковые по месту образования (переднеязычные, кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая звук, нужно добиваться умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки [ш], [с] – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая [с], нужно добиваться направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука [ш].
Для [л] опорными являются [т], [ы] ([т] дает подъем кончика языка к альвеолам, а [ы] – подъем с задней части языка к небу, для [р] – [д] и [с] ([д] отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, [с] – направленную воздушную струю).
Уделяется особое внимание на произношение слов с, они представляют особые трудности при произношении. Обращаем внимание на то, что согласный перед всегда твердый. Сложности бывают и с произношением звука [].
Также нужно учитывать, что в удмуртском языке нередко встречаетсясочетаниегласныхзвуков. Особоследуетобратитьвниманиенапроизношение слитных звуков, которые обозначаются сочетанием букв уа, уи, ау: куас, куинь, шаугетыны.
Специфическими звуками удмуртского языка являются аффрикаты,. Аффрикаты – согласные звуки, состоящие из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов. Однако аффрикаты – это единые звуки : [д'з'], [дж], [тш].Также учитываем, что в собственно удмуртских словах мягкими являются только [д’], [з’], [], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч]. В отличие от мягких палатализованных русских согласных указанные удмуртские звуки являются палатальными, т. е. отличаются от первых по месту образования и по качеству, особенно [з’], [с’], [ч], которые называются мягкими шепелявыми согласными (сюда же относится []).
Таким образом, отрабатывая опорные звуки, можно уже на подготовительном этапе добиться их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; нужно приучать ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, предложениях, это развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слова и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.
2. Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Л. С. Волковой и др.
Различают три основных способа постановки звука :
По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т. е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.
Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.
При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата, слуховой (слышит звук, двигательный (ощущает движения губ, языка, тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву.
3. Этап автоматизации звука :
Цель этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности (Приложение 3) :
1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2) автоматизация звука в словах;
3) автоматизация звука в чистоговорках;
4) автоматизация звука в скороговорках;
5) автоматизация звука в стихах;
6) автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;
7) автоматизация звука в разговорной речи.
4. Этап дифференциации звуков :
Цель этапа – научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Дифференциацию звуков проводят на следующем речевом материале (Приложение 4) : слоги, слова, потешки, чистоговорки, скороговорки, предложения, стихотворения, рассказы.
2. Развитие слухового внимания и памяти:
а) целенаправленное внимание с помощью слуха;
б) осознанное различение звуков;
в) узнавание на слух неречевых звуков и их восприятие.
3. Развитие внимания к звуковой стороне речи. Выделение и определение звуков в окружающей действительности.
Таблица 1. Этапы работы по постановке звукопроизношения у детей, разговаривающих на удмуртском языке
№ Основные этапы работы Задачи
1 Подготовительный этап
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
2. Этап постановки звука
Добиться правильного звучания изолированного звука;
Создание слухового образа звука;
Формирование зрительного образа звука (показ или словесное описание положения губ, зубов, языка логопедом);
Формирование правильного положения органов артикуляции.
Развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;
Развитие переключаемости органов артикуляционного уклада.
3 Этап автоматизации звука Развитие коммуникативной функции речи;
Расширение и обогащение речевого опыта;
Развитие артикуляционного праксиса, переключаемости;
Выработка правильных артикуляционных укладов;
Закрепление звука в рифмованной речи.
4. Этап дифференциация звука в речи Развитие фонематических дифференцировок смешиваемых звуков.
Список использованной литературы
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Изд-ва: АСТ, Астрель, 2006.
2. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – М. : Академия, 2004.
3. Вахрушев В. М., Денисов В. Н. Современный удмуртский язык: Фонетика. Графика и орфография, Орфоэпия / Научн. ред. И. В. Тараканов. — Ижевск: Удмуртия, 1992.
4. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков : Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.
5. Кузнецова Р. А. Удмурт кыл нылпи садын: удмурт кылэз тодћсьтэм пиналъёсын ужан программа // Ошмес син / Ред. Р. А. Кузнецова. – Ижевск: Удмуртия, 1998.
6. Назарова Е. В. Удмурт кыл: дышетскон книга. Удмуртский язык:
учебное пособие / Е. В. Назарова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский
университет», 2012.
7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М., 2000.
9. Отрошко Г. В. Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи через систему подвижных игр и логопедических упражнений / журнал «Дефектология».– 2002. – №3. – С. 34–41.
10. Павлова Л. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения // Л. Н. Павлова, Г. А. Каше, М. Н. Теречева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 240с.
Приложение 1
Приложение 2
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе.
"Куркапиос" – Пиналъёс, вае али вералом, кызьы куркапиос верасько (На выдохе произносится «Бл-бл-бл».)
"Всь каромы кылзськисьтэм кылэз". Кылэз пононо уляз ымдуре, собере шокчем бере верано «П-п-п».
"ызы Петя". Бамъёсты ым пушкыны кысконо ымдуръёсты пытсаса, собере усьтыса.
Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой:
Задание 1. Нош али пельтом питырес укнолэнигортз. Али кырым пыдэс вылысь пельтом вата шар шоры, унябей шоры.
Задание 2. Нош али майтал вуэн шудом.
Задание 3. Вае пельтом пеллянэ, ымдур гармошкае, пеллянгумыен.
Задание 4. Табере пелляса шудом бумага корабылен.
Задание 5. Собере бумага тылобурдоос шоры пельтом.
Задание 6. Дутье на язык. Мыньпотэ. Возьматэ пиньёстэс. Кылдэс паськыт карыса выллань утэ. Тлэз шдськод-а? Одг пол пельтэ на. Шдськоды-а, кызьы тл пельтэ?
"Лобаса, бубылиос!"
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование:1 яркая бумажная бабочка, утяжеленная магнитом.
Ход игры: Бубыли борды ошське сньыс 20–40 см кузьда. Сньысез нуйтоно озьы, бубыли пукись пиналлэн ымнырыз вадьсын мед луоз.
Пинал бубыли шоры пельтэ. Эскероно, пинал шонер мед пукоз шуыса, шокчыку пельпумзэ медаз выреты, ым пушказ омыр медаз кыскы, бамъёссэ медаз пельты, ымдуръёсыз гинэ мед луоз азьлань.
" Лымы усе. Пзь".
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Варежка, кусочки ваты.
Ход игры: Пушке омыр кыскаса, каллен омырез лезёно кырым пыдэсэз шонер возёно.
"Выль Ар Зын".
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: дольки мандарина на блюдечках.
Ход игры: Тани мандаринъёс. Соолэсь зынзэс шдыса асьмеос Выль арез тодамы вайиськом.
Табере пельпумдэс выртытэк, омырез мур шокче но лул тырысьтыды лэзьыкуды вералэ: кые ческыт зын!
" Тл кыран".
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Нош али гырлы шоры пельтом. Кылзэ али кые ненег куараез. Табере пельтом золгес, куараез гырлылэн зол луиз.
Приложение 3
Автоматизация поставленного звука :
- при повторении серий слогов:
Жа жа
Жо жо
Жу жу
Жи жи
Жы жы
Же же Ча ча
Чо чо
Чу чу
Чи чи
Че че
Чы чы За за
Зо зо
Зу зу
Зи зи
Зы зы
Зе зе
а жа
о жо
у жу
и жи
ы жы
е же
а ча
о чо
у чу
и чи
е че
ы чы а за
о зо
у зу
и зи
ы зы
е зё
Б бо
В во
Г го Д до
К ко
Л ло
звук [с] : сюй, адями, сюрло, сюлэм, кыл, сылал, уж, сизь;
звук [ш] : книга, шашы, пыд, кушман, лудкеч, муш, эш, коыш;
звук [р] : чорыг, корка, шур, пуньы, к, пурт, кешыр;
звук [л] : бакча, лудкеч, пукон, нюлэс, зангари, трлык, тыл, выжыкыл.
звук [д'з'] : гурезь, ичы, урам, кыран, азбар, аны, луд;
звук [тш] : инбам, кортог, чорыг, ана, культо, пу, коыш;
звук [дж] : ук, ожон, пукон, к,уж,зарни, ыны;
звук [] : дышетсь, кизили, кунян, тр,сль, сад, одг;
звук [] : с, гур, бубыли, тдьы, сьд, йл, курег;
определение первого, последнего звука в слове (коыш,ушъял,пу, кортог,коо,ичы, ольгыри,азег, кыран, мурол,ук.);
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез;
определение последовательности и количества звуков в слове (бакча, ук, кион, ын, кы, ег);
составление слова из последовательно названных звуков ([б], [а], [к], [ч], [а]; [л], [у], [д], [к], [е], [ч].).
б) дифференциация звуков :
- слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении (мурт - пурт, кыз - лыз кум - пум,зор- кор, сион - кион, пус - кус, шур -мур, тэль - пель.);
- слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (пуны - пуньы, кыз - кыс, лыз - лыс, туш - туж, корд - горд, юш - уж, юри - ури.);
Приложение 4
Развитие мелкой моторики:
пальчиковые упражнения;
Тазалык, дорам лык!
Пртмаськись ныр
Лык ай мон доры, эше,
Возьматы мыным нырдэ.
(Чиньыен возьматоно нырез).
Пичи ымдэ ворса,
Нырыныд тон шока.
(Ымез пытсано, нырын шокано).
Ныры мынам ерпечка,
Шудыса каньыл шока.
(Шокаку нырез чиньыосын пытсано, собере шуак усьтоно).
Каллен гинэ шокалом,
Ческыт зынъёсты шдом.
(Нырпелесъёсты брсьысь брсе ворсано чиньыен).
Садын лоба бубыли,
Ныры шуэ: ба-бу-бы!
(Азьчиньыосын кня ке дырлы ворсано нырпелесъё сты но шуоно: ба-бу-бы).
Ныръёсмес ми шунтомы,
Чиньыен зыраломы.
(Нырез азьчиньыосын зырано)
Шудыса ныры жадиз,
Шумпотса дope бертз. (Нырез маялляно).
Самолёт. Нылпиосын тазьы шудыны луознуназе клэмысь султэмзы бере.
Самолёт дасяське
Тубыны инбаме
(Ыме омыр кысконо).
У-у-у-у!
(Киосты влъяса, омырез поттоно).
жыт пуко, шутэтско (Киосты лэзёно).
Паллян пала лобало (Омыр кысконо).
У-у-у-у!
(Киосты паллян пала влъяса, омырез поттоно).
жыт пуко, шутэтско (Киосты лэзёно).
Бурпала лобало
(Омыр кысконо).
У-у-у-у!
(Киосты бур пала влъяса, омырез поттоно).
жыт пуко, шутэтско.
Таиз чиньы перепеч сием.
Туж ческыт (возьматоно бадым чинъыез)
Таиз чиньы сушка сием.
Туж ческыт (азьчиньыез утоно но выретоно)
Таиз чиньы пельнянь сием.
Туж ческыт (шорчиньыез утоно но выретоно)
Таиз чиньы кмеч сием (нимтэмчиньыез утоно но выретоно).
Нош пичи чиньы мильым сием (чльыез утоно но выретоно).
Милям корка йыламы атас чорья, (бур киысь куинь чиньыосты (бадым, азь
но шор чиньыосыз) огазе бичано).
Пичи шырмы веникеныз выж уже (ужыса сэзъяно, киосты ваче улань лэзьыса
выретоно).
Укно дурын писэймы дэрем вуре (кие вень кутэм кадь вуриськем амалэзвозьматоно).
Курегмы нош бакча шорын мудське. (киысь чиньыосыз волъяно но кырым
пыдесэз абъяно).
Тютюосты сюдсько (чиньыосты кырмоно, азьчиньыез но плыез ваче карылоно).
Йыды кеньыр пызьнасько (чиньыосты выретоно).
Бызьыса соос лыкто (азьчиньыен но плыен к вылт бызёно,
Вань кеньырез кокчало (чиньыосын к вылт йыгано).
4. Развитие фонематического слуха.
Направления работы:
улавливание различия между правильным и искаженным звуком;
развитие слухового внимания (по картинкам-символам, слуховой памяти, фонематического восприятия.
Стратегия:
узнавание неречевых звуков («Мар аляктэ?», «Мар куашетэ?»).
Чуньы шуэ: «И-и-и,
Вож турын сиёно ни-и! Гурт кеч шуэ: «Ме-ке-ке,
Бакчае пырем потэ-э!
Скал уллё му-му шуэ.
Скалмы бксиз: му-му-му! Скал шуэ: «Му-у, кунянэ,
Но-он йлме, муспотонэ!
Изём, шуоз, кыкнамы,
ошен шыпыт кыралом –
Мур-мур-мур!– умме усём.
[ Кузнецова 2013: 40].
различение силы, высоты, тембра звука («Ау!», «Матын-кыдёкын», «Кые пеллян гумы шудо?», «Анай но нылпи»);
различение слов, близких по звуковому составу (изо - кизё - изё, пыре - гыре- кыре, пичи - ичи, чабак - бак - бака., различение пар слов (суй - сюй, сур - сюр, юри - ури, юш - уж);
дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА);
дифференциация фонем (коыш - ыргете;самолёт - гургетэ (у - у- у, ныл - брдэ (а - а - а, кунян - бксэ (му - му - му, тылобурдо - кыра (и - и - и);
5. Развитие слухового внимания и памяти:
а) целенаправленное внимание с помощью слуха;
б) осознанное различение звуков;
в) узнавание на слух неречевых звуков и их восприятие.
Детские игры: «Тод али», «Кин черекъя?», «Тод, мон маин шудсько», «Тод, мар мон карисько», «Кызьы куар шипыртэ?», «Кызьы тл шула?».
6. Развитие внимания к звуковой стороне речи. Выделение и определение звуков в окружающей действительности.
Кин вазе: «Ам-ам-ам, нокинэ уг лэзь коркам!»? (Пуны «собака»).
Кин вазе: «Мяу-мяу-мяу-у, ческыт йлвыл сиысау-у!»? (Коыш «кошка»).
Кин вазе: «Мму-у-ук! Мму-у-ук! Ческыт йл ваи, Машук!»? (Скал «корова»).
Кин вазе: «Кяк-кяк-кяк, мыноме вуэ чаляк!»? (ж «утка»).
Кин вазе: «Ме-ке-ке! Бакчае пырем потэ-э!»? (Кеч «коза»).
Кин вазе: «Кот-котк! Ко-ко-ко! Ми сётом тлед коко!»? (Курег «ку-
рица»).
Кин вазе: «Ко-ко-ри-ко-о-о! Курегъёсты гажасько-о-о!»? (Атас «петух»).
Кин вазе: «Нырс-нурс! Нырс-нурс! у-и-ик! Ндэ выдо али ик!»?
(Парсь «свинья»).
Кинъё с шуре васько: «Га-га-га! Го-го-го!»? (азегъёс «гуси»).
Кин вазе: «Бе-е-е! Ме-е-е! ышкы ыжгонме!»? (Ыж «овца»).