Инна Дербина
Образовательная деятельность «Пещера страхов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: снятие телесного и эмоционального напряжения; обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
Задача: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.
Материал: 1. Эскиз «пещера страхов». 2. Цветные карандаши (краски,
фломастеры).
Ход занятия.
I. Упражнение «Пещера страхов».
Часть 1. Рисунок.
Публикация «Образовательная деятельность „Пещера страхов“ в старшей группе» размещена в разделах
Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов.
Инструкция задается психологом в свободной форме.
Часть 2. Беседа.
Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы:
а) Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как?
Когда? А ты их/его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?
б) Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?
в) Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3. Экспрессивная пауза.
Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.
II. Упражнение «Веселый страх»
Цель: коррекция тревожности, страхов.
Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Ребенок предлагает свои варианты.
III. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Педагог встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.
Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
IV. Упражнение «Тренируем эмоции».
Педагог просит ребенка:
Нахмуриться, как:
осенняя туча;
рассерженный человек;
злая волшебница.
Улыбнуться, как:
кот на солнце;
само солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как радостный ребенок;
как будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
ребенок, у которого отняли мороженое;
два барана на мосту;
как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
ребенок, потерявшийся в лесу;
заяц, увидевший волка;
котенок, на которого лает собака;
Устань, как:
папа после работы;
человек, поднявший тяжелый груз;
муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
турист, снявший тяжелый рюкзак;
ребенок, который много потрудился, но помог маме;
как уставший воин после победы.
V. Подведение итогов.
- На этом наше занятие заканчивается. Тебе понравилось сегодняшнее занятие?
- Вспомни, что мы делали?
- Ты чего – нибудь боишься?
- Как ты будешь справляться со страхом, если вдруг встретишься с ним?