Татьяна Волкова
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Школа юного пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
«Школа юного пешехода»
Актуальность:
В условиях роста количества автомобильного транспорта в городе особое значение имеет проблема обеспечения безопасности детей на дорогах и улицах города. Для реализации практических задач сохранения здоровья детей и сохранение их жизни, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Именно по этому, это направление работы в нашем ДОУ является приоритетным и актуальным.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе „Школа юного пешехода“» размещена в разделах
Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью для человека.
Формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения на улице, тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения. Ребенок должен правильно воспринимать скорость движения транспорта, пешеходов : быстро, медленно, поворачивает, останавливается.
Кроме того, необходимо помнить, что воспитать дисциплинированного пешехода невозможно, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь очень часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожно-транспортных происшествий.
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах и улицах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в том числе, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Но обучение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Цель:
Формировать у дошкольников умение различать и понимать значение дорожных знаков предназначенных для пешеходов.
Задачи:
Формировать знания дошкольников дорожных знаков предназначенных для пешеходов;
Расширять знания детей о правилах поведения на улице;
Продолжать учить детей соблюдать правила безопасного поведения при передвижении по проезжей части;
Закрепить знания детей о правильном передвижении пешеходов по тротуару;
Развивать пространственную ориентацию.
Оборудование:
Проектор, экран, иллюстрации дорожных знаков, обручи, карандаши, листы для рисования.
Предварительная работа:
рассматривание знаков дорожного движения;
Чтение художественной литературы по данной теме;
Разучивание четверостиший про дорожные знаки.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
На экране Слайд 1
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в «Школе юного пешехода»
Раздается шум, крики.
Воспитатель: Что происходит?
Вбегает испуганная старуха Шапокляк.
Воспитатель: Здравствуйте! Кто Вы? Что с Вами случилось?
Шапокляк: Здравствуйте! Вы, что меня не узнали?
Воспитатель: Ребята, вы знаете кто это?
Ответы детей.
Шапокляк: Да, я старуха Шапокляк.
Воспитатель: Но, что с Вами произошло? Вы чем-то напуганы?
Шапокляк: Я собралась на день рождение к Чебурашке. Купила подарок и отправилась в путь. (рассказывает взволнованно) Хотела перейти дорогу, но эти машины так и снуют туда-сюда. Я так испугалась, что бросилась, куда глаза глядят. Вот так я и попала к вам.
А куда это я попала?
Воспитатель: Вы попали в школу…. (Шапокляк перебивает)
Шапокляк: Ой, как здорово! Я тоже буквы учить люблю. Например «Л» - Лариска.
Воспитатель: Уважаемая Шапокляк, но вы попали не в обычную школу, где учат буквы. Вы попали в «Школу юного пешехода» Мы изучаем Правила дорожного Движения, и сегодняшняя наша тема «Дорожные знаки для пешехода»
Шапокляк: Правда! Вот здорово! Значит, вы меня научите переходить дорогу? И я попаду на день рождения!
Воспитатель: Ну, что ребята, разрешим Шапокляк присутствовать на нашем уроке?
Ответы детей.
Воспитатель: И научим ее всему, что знаем сами. (ответы детей) Проходите, Шапокляк, присаживайтесь на свободное место и мы начнем урок.
Ребята, как вы думаете, кем мы становимся, когда выходим на улицу?
Ответы детей (пешеходами, участниками дорожного движения)
Слайд 2.
Воспитатель: А, что нам помогает ориентироваться на улицах города?
Ответы детей (дорожные знаки) Слайд 3.
Воспитатель: Совершенно верно! А какие знаки бывают?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, знаки можно разделить на три группы : разрешающие знаки, предупреждающие знаки и запрещающие знаки.
Ребята, а для кого эти знаки предназначены?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, знаки существуют не только для водителей, но и для пешеходов.
Посмотрите, пожалуйста, на этот знак, («Пешеходный переход») может быть кому - то из вас он знаком? Слайд 4.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, этот знак действительно называется «Пешеходный переход» и он нам разрешает перейти дорогу. Значит это знак, какой?
Ответы детей (разрешающий)
Воспитатель: А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку, она вам поможет узнать, что рисуют на дороге возле знака «Пешеходный переход»
Что за белые полоски
На дороге здесь лежат?
И по беленьким полоскам
Пешеходы все спешат. (зебра) Слайд 5.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - это зебра.
Шапокляк: Я поняла, дорогу можно переходить только в тех местах, где нарисована зебра и стоит знак «Пешеходный переход»
Воспитатель: Молодец, Шапокляк, вы все правильно поняли, но пешеход должен знать еще некоторые знаки. И мы Вам о них сейчас расскажем. Посмотрите, вот на этот знак.
(педагог показывает знак «Движение пешеходов запрещено») Слайд 6.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, это знак «Движение пешеходов запрещено» И его красный цвет говорит нам об опасности, а перечеркнутый человечек говорит о том, что здесь идти пешеходу нельзя, здесь опасно.
Шапокляк: Значит, если я увижу этот знак, переходить дорогу в этом месте я не буду.
Воспитатель: Совершенно верно, Шапокляк. Вы оказались хорошей ученицей. А я предлагаю немного поиграть. (проводится игра «Стой – иди») см. приложение.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо усвоили материал. А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар,
Дело все в дорожном знаке.
(пешеходная дорожка) Слайд 7.
Воспитатель: Этот знак «Пешеходная дорожка» Иногда на улицах создают специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов. Но идя по такой дорожке нужно соблюдать правило. Может быть кто – то из вас знают его?
Ответы детей (по пешеходной дорожке мы идем по правой стороне)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Отгадай те следующую загадку:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать
Хочет пассажиром стать.
(автобусная остановка)
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, многие из вас живут далеко от детского сада и поэтому приезжают на автобусе (маршрутном такси). Поэтому вы должны знать этот знак (демонстрируется знак «Пешеходная дорожка) Слайд 8.
Как вы думаете, о чем нам говорит этот знак?
Шапокляк: Я, я, я знаю! Это знак означает, что здесь останавливается автобус.
Воспитатель: Совершенно верно. Молодец Шапокляк.
А я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто быстрее найдет свой знак» см. приложение
Воспитатель: Молодцы! Вы все знаки запомнили.
А я хочу вас познакомить со следующим знаком, который должен знать каждый пешеход. (демонстрируется знак «Подземный пешеходный переход») Слайд 9.
Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Можешь смело, без испуга,
Перейти дорогу с другом.
Этот знак говорит нам о том, что пешеходы не просто могут, но и должны пользоваться подземным переходом.
Ребята, вы все запомнили? (ответы)
Шапокляк, а вы? (ответ)
Молодцы! А, что бы в этом убедиться, я предлагаю сдать экзамен. Перед вами лежат карандаши и лист бумаги, нарисуйте, пожалуйста, все знаки с которыми мы сегодня познакомились.
Дети и Шапокляк рисуют знаки.
Воспитатель: (посмотрев рисунки) Молодцы вы все успешно закончили «Школу юного пешехода». ( проверяя рисунки можно задавать вопросы: какой знак ты не нарисовал; какие знаки ты нарисовал и т. д.) Свои экзаменационные листы вы можете забрать домой. А еще, я бы хотела вручить вам «памятку юного пешехода»
Вот теперь Шапокляк вы смело можете отправляться на день рождение.
Шапокляк: Спасибо, вам ребята! Вы мне очень помогли. А можно мне прейти еще к вам в «Школу юного пешехода» До свидания!
Ответы детей. Слайд 10.
Воспитатель: Ребята, выходя на улицу, помните:
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак!
До свидания!
До новых встреч!
Используемая литература:
1. Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, «Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет»
2. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова «правила дорожного движения» (система обучения дошкольников)