МААМ-картинки

Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников»

Татьяна Анисимова
Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Обогащение нравственно – ценного

словаря дошкольного»

Учитель – логопед:

Анисимова Т. В.

Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляет богатые возможности для решения задач нравственного воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию, но и к частным аспектам обучения родному языку: воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматическому строя речи. Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих нравственные представления, понятия, категории морали, характеризующие нравственные качества человека.

Публикация «Консультация „Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для нравственного развития личности. Именно в это время, по мнению Д. Б. Эльконина, «возникают этические нормы поведения и формируются связанные с ними моральные переживания». Осваивая огромное количество информации о людях, их деятельности, поступков, взаимоотношениях, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры, познаёт такие нравственные понятия, как «добро» и «зло».

Дошкольники интенсивно усваивают нормы морали и социально одобряемые способы поведения. Сначала норма выступает как внешний фактор, выполняться по подражанию под контролем взрослого. В 5-7 лет малыш приходит к некоторому пониманию её необходимости и социального смысла нормы поведения. Дошкольник этого возраста может соблюдать правила поведения по своему внутреннему побуждению, а не только в силу послушания, подчинять свои личные желания общественной необходимости и поступать «как надо».

Процесс формирования нравственного – ценного словаря необходимо осуществлять поэтапно, с учётом закономерности развития словаря у детей, структуры слова, его лексического значения.

Нравственно – ценный словарь представлен словами, образующими синонимические (жадный-скупой, скаредный) и антонимические (смелый-трусливый, добрый- злой) ряды, имеющими разные значение и смысл в зависимости от сочетания с другими словами (добрыми могут быть человек, сердце, руки, поступок, книга).

Умение пользоваться всем богатством словарного состава родного языка делает речь красивой и разнообразной. В связи с этим у дошкольников необходимо формировать синонимические, антонимические и тематические связи нравственно-ценных слов с другими словами. Анализ и сравнение противоположных нравственных понятий, нравственных качеств человека способствуют уточнению представлений о значениях слов.

Работа по обогащению нравственно-ценного словаря дошкольников должна органично пронизывать педагогический процесс: занятия, труд, повседневное общение, игра. На речевых занятия параллельно с реализацией задач развития речи у детей должны формироваться нравственные представления, понятия и адекватная лексика. А в ходе повседневного общения, в процессе разговоров с детьми на различные темы, беседы по литературным проведения следует активизировать нравственно-ценный словарь, обогащать и уточнять представления о нравственных проявления, с которыми дошкольники часто сталкиваются в общении с окружающими людьми.

Дошкольникам необходимо показать, что об одном и том же явлении можно сказать по-разному. Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно употребляется в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

Особое значение для обогащения нравственно – ценного словаря детей, закрепления, сформированных на занятиях, имеют такие дидактические игры и упражнения, как: «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Скажи по - другому», «Скажи наоборот»

«Найди себе пару»

Цель: закрепление умения подбирать синонимы и

Антонимы к словам, обозначающим нравственные

качества человека.

«Доскажи словечко»

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Ведущий называет несколько слов, а игроки

Заканчивают синонимический ряд. Используемая

лексика: добрый, доброжелательный -… (добросердечный);

испуганный, боязливый - (трусливый);

жадный, скупой - (скаредный);

храбрый, отважный - (смелый).

«Закончи предложение»

Правило игры: прошепчи ответ на ушко ведущему.

Воспитатель. Этот мальчик добрый, а этот (скромный)

этот щедрый, а этот (жадный).

На первых этапах работы возможно использование

наглядности (специально подобранные иллюстрации,

картинки).

«Скажи по – другому»

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель. Добрый – доброжелательный,

добросердечный, и тд.

«Найди себе пару»

Правило игры: дети превращаются в слова.

Ведущий говорит, кто каким словом стал. Дети бегают,

Прыгают, по команде находят свою пару.

В этих играх необходимо использовать разные части речи,

а также обращать внимание на соответствие части речи,

предлагаемой взрослым и называемой ребёнком.

Например, доброта – злость, добрый – злой,

радость – грусть, радостный – грустный,

радоваться – грустить.

Надо стимулировать дошкольника к использованию в речи

не только отдельные слова, но и словосочетаний, в которых

нравственно – ценная лексика употребляется в разных

грамматических формах (скупой купец – щедрый купец,

жадная девочка – щедрая девочка).

«Что бывает (добрый, злым, лживым)»

Цель: формирование умения подбирать слова, лексически

сочетающиеся с заданным.

Правило игры: дети должны назвать слова по цепочке.

Добрым бывает не только человек, какое – либо

животное (собака, кошка, но и руки, глаза, солнце,

ветер, улыбка, книга и тд.

«Найди ошибку»

Цель: закрепить умение подбирать нравственно – ценную

лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.

Примерные варианты заданий: вежливая девочка грубо

разговаривала с бабушкой;

Сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается

новой игрушкой; мама обрадовалась, так как

дочка не хотела ей помогать;

«Кто что делает?»

Цель: активизировать нравственно – ценный

словарь (глаголы)

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Используемая лексика: плакала - (плачет);

смельчак - (никого не боится); лгун - (лжёт);

трудолюбивый - (любит трудиться);

обманщик - (обманывает); трус -(боится)

злой -(злится); драчун - (дерётся);

храбрец - (никого не боится);

неряха - (разбрасывает вещи, игрушки и тд);

жадина - (жадничает); лодырь - (не любит трудиться).

«Кого как называют»

Цель: активизация нравственно – ценного словаря

(имён существительных).

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель. Как называют человека, который всего

боится? (Трус) А если это девочка? (Трусиха).

Как называют девочку, которая всё время жадничает?

(Жадина) А если этот мальчик? (Тоже жадина)

Используемая лексика: никого не боится – смельчак,

(храбрец); не любит трудиться – (лодырь); лжец - (лгун);

ничего не умеет делает

«Живая радуга»

Цель: определение нравственных качеств человека :

хвастливость, лживость, справедливость,

доброжелательность, смелость, щедрость- и их роль

в жизни людей.

Правило игры: перед детьми раскладываются карточки

Разных цветов. Воспитатель называет нравственные

качества человека. Детям необходимо подумать и

подобрать к каждому свой цвет.

Используемая лексика: доброжелательность, смелость, лживость, справедливость, щедрость, хвастливость.

Звучит классическая музыка. Дети работают.

Воспитатель. Итак, какого цвета у вас добро? Почему? (Высказывания детей) Я вижу, что на вашей радуге преобладают сочные, солнечные, яркие цвета. Я уверена, что в вашей душе есть место таким качествам, как доброта, смелость, щедрость. Ведь именно эти качества помогают человеку найти своё место в жизни, любимую работу, верных друзей.

Ребёнок (читает стихотворение)

«Наша группа»

Дружба крепкая у нас,

Ею гордится каждый из нас.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну, а если у кого-то

Приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины:

Мы поможем всем всегда.

Если радость у кого-то,

Вместе радуемся мы,

Потому что в нашей группе

Все заботливы, дружны. (Гришина Анна)

Воспитатель: Наша группа дружная. А ещё какая?

Дети: сплочённая и тд.

Воспитатель. Почему она такая, вы не задумались?

Ответы детей.

Вы все разные, каждый из вас индивидуален. Наша группа

без любого из вас была бы совсем другой.

«Угадай слово»

Цель: активизировать использование в речи детей слов,

характеризующих нравственные качества человека обсуждают

смысл

(«честность», «доброта», «скромность»).

Правило игры: дети называют пропущенное слово.

Совместно с воспитателем обсуждают смысл пословицы или

поговорки о честности, доброте и скромности.

***

Используемый речевой материал:

(Правда) светлее солнца. Вчера солгал, а сегодня (лгуном)

обзывают. За (правду) не судись, скинь шапку да поклонись!

Не давши (слова) – крепись, а давши – держись.

Нет большего позора, как не выполнить (уговора).

Делать … (добро) спеши.

(Добрые) дела красят человека.

Без добрых дел нет … (доброго) имени.

Жизнь дана на (добрые) дела.

Злой не верит, что есть … (добрые) люди.

(Скромность) каждому к лицу

(Скромность) украшает героя.

Приведённые выше дидактические игры и упражнения

направлены: на обогащение нравственно – ценного словаря

детей; закрепление обобщённых представлений о нравственных

качества; углубление понимания значений нравственно – ценных

слов; активизацию соответствующей лексики в самостоятельной

речи детей. Сохранению интереса дошкольников к

дидактическим игра способствует вариативность в

использовании игровых моментов, действий и заданий

(«Кому брошу мяч, тот отвечает», «Прошепчи ответ на ушко»,

«Кто быстрей найдёт ошибку?» «Подбери к каждому свой цвет».

Публикации по теме:

Консультация СТЕНДОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖИВОПИСЬ УЧИТ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ» Прикоснувшись душой к прекрасному Всем, кто занят воспитанием самых.

Консультация для родителей «Наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребенка» Консультация для родителей Тема: «Наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребенка». Общение с природой Начинается.

Консультация для родителей «Подвижные игры дома» Консультация для родителей “Подвижные игры дома”. В практике детского сада широко используются подвижные игры, в которых все играющие.

Консультация для родителей по ПДД Уважаемые родители, для вас ваши дети являются объектом любви и все хотят, чтобы дети были здоровы и счастливы. Во всем мире большое количество.

Консультация для родителей Консультация для родителей «Начинайте с колыбели» Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой.

Консультация «ИКТ и Игра» С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Так использование компьютера стало делом совершенно.

Консультация «Я сам. Кризис 3–х лет» КОНСУЛЬТАЦИЯ Я САМ. КРИЗИС 3 – Х ЛЕТ Подготовила воспитатель: Макарова А. С. 2016г. На третьем году жизни у детей обычно проявляется.

Консультация по ПДД ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Опубликовано.

Консультация «Логоритмика» Впервые система музыкально- ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом педагогом Э. Жаком- Далькрозом. Его метод.

Организация сюжетно-ролевой игры. Консультация консультация для начинающих педагогов Сюжетно-ролевые игры дошкольников. (консультация для начинающих педагогов) Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников»
Опубликовано: 23 октября 2016 в 13:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Анисимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД