Татьяна Анисимова
Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Обогащение нравственно – ценного
словаря дошкольного»
Учитель – логопед:
Анисимова Т. В.
Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляет богатые возможности для решения задач нравственного воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию, но и к частным аспектам обучения родному языку: воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматическому строя речи. Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих нравственные представления, понятия, категории морали, характеризующие нравственные качества человека.
Публикация «Консультация „Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников“» размещена в разделах
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для нравственного развития личности. Именно в это время, по мнению Д. Б. Эльконина, «возникают этические нормы поведения и формируются связанные с ними моральные переживания». Осваивая огромное количество информации о людях, их деятельности, поступков, взаимоотношениях, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры, познаёт такие нравственные понятия, как «добро» и «зло».
Дошкольники интенсивно усваивают нормы морали и социально одобряемые способы поведения. Сначала норма выступает как внешний фактор, выполняться по подражанию под контролем взрослого. В 5-7 лет малыш приходит к некоторому пониманию её необходимости и социального смысла нормы поведения. Дошкольник этого возраста может соблюдать правила поведения по своему внутреннему побуждению, а не только в силу послушания, подчинять свои личные желания общественной необходимости и поступать «как надо».
Процесс формирования нравственного – ценного словаря необходимо осуществлять поэтапно, с учётом закономерности развития словаря у детей, структуры слова, его лексического значения.
Нравственно – ценный словарь представлен словами, образующими синонимические (жадный-скупой, скаредный) и антонимические (смелый-трусливый, добрый- злой) ряды, имеющими разные значение и смысл в зависимости от сочетания с другими словами (добрыми могут быть человек, сердце, руки, поступок, книга).
Умение пользоваться всем богатством словарного состава родного языка делает речь красивой и разнообразной. В связи с этим у дошкольников необходимо формировать синонимические, антонимические и тематические связи нравственно-ценных слов с другими словами. Анализ и сравнение противоположных нравственных понятий, нравственных качеств человека способствуют уточнению представлений о значениях слов.
Работа по обогащению нравственно-ценного словаря дошкольников должна органично пронизывать педагогический процесс: занятия, труд, повседневное общение, игра. На речевых занятия параллельно с реализацией задач развития речи у детей должны формироваться нравственные представления, понятия и адекватная лексика. А в ходе повседневного общения, в процессе разговоров с детьми на различные темы, беседы по литературным проведения следует активизировать нравственно-ценный словарь, обогащать и уточнять представления о нравственных проявления, с которыми дошкольники часто сталкиваются в общении с окружающими людьми.
Дошкольникам необходимо показать, что об одном и том же явлении можно сказать по-разному. Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно употребляется в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.
Особое значение для обогащения нравственно – ценного словаря детей, закрепления, сформированных на занятиях, имеют такие дидактические игры и упражнения, как: «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Скажи по - другому», «Скажи наоборот»
«Найди себе пару»
Цель: закрепление умения подбирать синонимы и
Антонимы к словам, обозначающим нравственные
качества человека.
«Доскажи словечко»
Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.
Ведущий называет несколько слов, а игроки
Заканчивают синонимический ряд. Используемая
лексика: добрый, доброжелательный -… (добросердечный);
испуганный, боязливый - (трусливый);
жадный, скупой - (скаредный);
храбрый, отважный - (смелый).
«Закончи предложение»
Правило игры: прошепчи ответ на ушко ведущему.
Воспитатель. Этот мальчик добрый, а этот (скромный)
этот щедрый, а этот (жадный).
На первых этапах работы возможно использование
наглядности (специально подобранные иллюстрации,
картинки).
«Скажи по – другому»
Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.
Воспитатель. Добрый – доброжелательный,
добросердечный, и тд.
«Найди себе пару»
Правило игры: дети превращаются в слова.
Ведущий говорит, кто каким словом стал. Дети бегают,
Прыгают, по команде находят свою пару.
В этих играх необходимо использовать разные части речи,
а также обращать внимание на соответствие части речи,
предлагаемой взрослым и называемой ребёнком.
Например, доброта – злость, добрый – злой,
радость – грусть, радостный – грустный,
радоваться – грустить.
Надо стимулировать дошкольника к использованию в речи
не только отдельные слова, но и словосочетаний, в которых
нравственно – ценная лексика употребляется в разных
грамматических формах (скупой купец – щедрый купец,
жадная девочка – щедрая девочка).
«Что бывает (добрый, злым, лживым)»
Цель: формирование умения подбирать слова, лексически
сочетающиеся с заданным.
Правило игры: дети должны назвать слова по цепочке.
Добрым бывает не только человек, какое – либо
животное (собака, кошка, но и руки, глаза, солнце,
ветер, улыбка, книга и тд.
«Найди ошибку»
Цель: закрепить умение подбирать нравственно – ценную
лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.
Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.
Примерные варианты заданий: вежливая девочка грубо
разговаривала с бабушкой;
Сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается
новой игрушкой; мама обрадовалась, так как
дочка не хотела ей помогать;
«Кто что делает?»
Цель: активизировать нравственно – ценный
словарь (глаголы)
Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.
Используемая лексика: плакала - (плачет);
смельчак - (никого не боится); лгун - (лжёт);
трудолюбивый - (любит трудиться);
обманщик - (обманывает); трус -(боится)
злой -(злится); драчун - (дерётся);
храбрец - (никого не боится);
неряха - (разбрасывает вещи, игрушки и тд);
жадина - (жадничает); лодырь - (не любит трудиться).
«Кого как называют»
Цель: активизация нравственно – ценного словаря
(имён существительных).
Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.
Воспитатель. Как называют человека, который всего
боится? (Трус) А если это девочка? (Трусиха).
Как называют девочку, которая всё время жадничает?
(Жадина) А если этот мальчик? (Тоже жадина)
Используемая лексика: никого не боится – смельчак,
(храбрец); не любит трудиться – (лодырь); лжец - (лгун);
ничего не умеет делает
«Живая радуга»
Цель: определение нравственных качеств человека :
хвастливость, лживость, справедливость,
доброжелательность, смелость, щедрость- и их роль
в жизни людей.
Правило игры: перед детьми раскладываются карточки
Разных цветов. Воспитатель называет нравственные
качества человека. Детям необходимо подумать и
подобрать к каждому свой цвет.
Используемая лексика: доброжелательность, смелость, лживость, справедливость, щедрость, хвастливость.
Звучит классическая музыка. Дети работают.
Воспитатель. Итак, какого цвета у вас добро? Почему? (Высказывания детей) Я вижу, что на вашей радуге преобладают сочные, солнечные, яркие цвета. Я уверена, что в вашей душе есть место таким качествам, как доброта, смелость, щедрость. Ведь именно эти качества помогают человеку найти своё место в жизни, любимую работу, верных друзей.
Ребёнок (читает стихотворение)
«Наша группа»
Дружба крепкая у нас,
Ею гордится каждый из нас.
Вместе учимся, играем,
Веселимся, отдыхаем.
Ну, а если у кого-то
Приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины:
Мы поможем всем всегда.
Если радость у кого-то,
Вместе радуемся мы,
Потому что в нашей группе
Все заботливы, дружны. (Гришина Анна)
Воспитатель: Наша группа дружная. А ещё какая?
Дети: сплочённая и тд.
Воспитатель. Почему она такая, вы не задумались?
Ответы детей.
Вы все разные, каждый из вас индивидуален. Наша группа
без любого из вас была бы совсем другой.
«Угадай слово»
Цель: активизировать использование в речи детей слов,
характеризующих нравственные качества человека обсуждают
смысл
(«честность», «доброта», «скромность»).
Правило игры: дети называют пропущенное слово.
Совместно с воспитателем обсуждают смысл пословицы или
поговорки о честности, доброте и скромности.
***
Используемый речевой материал:
(Правда) светлее солнца. Вчера солгал, а сегодня (лгуном)
обзывают. За (правду) не судись, скинь шапку да поклонись!
Не давши (слова) – крепись, а давши – держись.
Нет большего позора, как не выполнить (уговора).
Делать … (добро) спеши.
… (Добрые) дела красят человека.
Без добрых дел нет … (доброго) имени.
Жизнь дана на (добрые) дела.
Злой не верит, что есть … (добрые) люди.
… (Скромность) каждому к лицу
… (Скромность) украшает героя.
Приведённые выше дидактические игры и упражнения
направлены: на обогащение нравственно – ценного словаря
детей; закрепление обобщённых представлений о нравственных
качества; углубление понимания значений нравственно – ценных
слов; активизацию соответствующей лексики в самостоятельной
речи детей. Сохранению интереса дошкольников к
дидактическим игра способствует вариативность в
использовании игровых моментов, действий и заданий
(«Кому брошу мяч, тот отвечает», «Прошепчи ответ на ушко»,
«Кто быстрей найдёт ошибку?» «Подбери к каждому свой цвет».