Ольга Вахрамеева
Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мокрушенский детский сад»
План работы по самообразованию
на 2015 — 2016 учебный год.
Тема: Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы по средствам познания окружающего.
Воспитатель: Вахрамеева О. Г
2 младшая группа
Публикация «Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы» размещена в разделах
Тема: Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы по средствам познания окружающего.
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. -создавать развивающую речевую среду : чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);
- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)
-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,
-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,
-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.
Актуальность:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Форма самообразования: индивидуальная.
Практический выход : семинар – практикум.
Формы работы с детьми: для развития познавательной активности и речи детей младшего возраста : -специально организованные игры-занятия -дидактические игры -наблюдения
-прогулки
-чтение и рассказывание детям, обсуждение с детьми
-рассматривание картинок, иллюстраций и составления рассказов по картинкам
-сюжетно-ролевые игры
-проблемные ситуации (с использованием игрушек) -игры- драматизации -ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.
Отчет о проделанной работе:
- сообщение на педсовете; - презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Домашние животные». - знакомство с «Моей первой энциклопедией».
План работы по теме.
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы.
Самоореализация
Сентябрь - Май
- показ мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники); - выступление с опытом работы на педсовете «Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы, по средствам познания окружающего» - участие в семинарах, конференциях; - отчёт по теме самообразования; - выступление на итоговом педсовете.
Изучение методической литературы
Сентябрь-май
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
Работа с детьми
Сентябрь
Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.
Октябрь
Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.
Ноябрь
Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.
Январь
Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т. д.
Февраль
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового
Март-Апрель
Работа с семьей
Октябрь
Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.
«Игры, в которые мы играем».
Ноябрь
Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»
Папка-передвижка.
Январь
Консультация «Учим ребёнка общаться».
Февраль
Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».
«Наши любимые сказки».
Март
Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.
Памятки для родителей.
Апрель
Самоореализация
Октябрь
НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».
Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.
Апрель
Сообщение на педсовете по теме: «Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы, по средствам познания окружающего».
Выступление на педсовете ДОУ.
Май
Отчёт по теме самообразования.
Выступление на итоговом педсовете.