Татьяна Шевчук
Доклад по самообразованию «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста, так как этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Публикация «Доклад по самообразованию „Активизация словаря детей второй группы раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.
Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
Педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным, поэтому для повышения своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности, мною была выбрана тема самообразования «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста». Это является основной целью программы.
Задачи:
-Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать эффективные способы взаимодействия с воспитанниками.
-Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с детьми.
-Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс технологии педагогического проектирования.
-Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
Мною был составлен план самообразования, который сочетался с задачами ДОУ. Собственный уровень знаний повышался путё м изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; участие во всероссийских интернет – конкурсах.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Алексеева М. М. Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» :Учеб. пособие. -М, Издательский центр «Академия», 2006г. ,
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999, Левина Л «Развиваем речь для детей 2-3 лет» М. пресс 2008г. ,Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 2004, В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста» - М. : Мозаика – Синтез, 2014 г.
Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозайка - синтез 2000г.
Изучение темы начала с раздела: Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» : Учеб. пособие. - М, Издательский центр «Академия», 2006г.
Разработала картотеку игр по речевому развитию для детей раннего дошкольного возраста.
В октябре продолжила изучение темы с раздела: Леонтьева А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. С помощью родителей были приобретены
настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие», которые я активно использовала с детьми в утренние и вечерние часы.
Мною был проведен семинар-практикум «Игры, в которые мы играем», на котором были представлены родителям речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи младших дошкольников.
В ноябре продолжила изучение темы с раздела: Левина Л. «Развиваем речь детей 2-3 лет» М. пресс 2008г.
Мною был разработан и реализован проект по «речевому развитию» «В гостях у сказки».Была изготовлена папка-передвижка «О чем рассказывает сказка».
В декабре продолжила изучение темы с раздела: Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 2004.
Активизировала словарь детей в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.
Проводила индивидуальные беседы с родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста».
В январе продолжила изучение темы с раздела: В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста» - М. : Мозаика – Синтез, 2014 г.
Проводила дидактические игры с применением картинок, например «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и другие.
Для родителей подготовила консультацию «Учим ребёнка общаться».
В феврале продолжила изучение темы с раздела: Арушановой А. Г. «Речь и речевое общение детей» Москва: Мозайка - синтез 2000г.
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.
Подготовила консультацию для родителей «Как организовать домашний театр».
В марте в работе с детьми использовала тематические папки «Лейпбук» в ходе проведения РОД по ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Подготовила рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 2-3 лет.
В апреле разработала картотеку пальчиковых игр, которые и использовала в работе с детьми.
Подготовила консультацию «Пальчиковые игры, как средство развитию речи детей»
В процессе работы было тесное сотрудничество с воспитателями других групп и родителями. Наиболее трудными и в тоже время интересными в процессе работы были вопросы касаемые проблем развития монологической речи детей дошкольного возраста. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
В результате изучения темы: «Активизация словаря детей второй группы раннего возраста», сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей. Однако следует помнить: активизация словаря детей раннего дошкольного возраста должна производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы на следующий год:
- продолжить работу по теме: «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста».
- продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- изучить новинки методической литературы
- в работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников.