Светлана Кормешкова
Семинар-практикум «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум логопеда и педагога-психолога для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей».
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях. Познакомить со способами формирования навыка мотивации у дошкольника.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие и обогащение словаря ребёнка, Подготовка детей к школе, Психологическая готовность детей“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход семинара-практикума :
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на нашем семинаре-практикуме «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей». Для продуктивной работы мы предлагаем познакомиться поближе. Для этого приглашаю всех в круг.
Круг радости «Здравствуйте!»
Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом с двух сторон способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:
• В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим).
• В Италии – горячо обниматься.
• В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
• В Зимбабве – трутся спинами.
• В Македонии – здороваются локтями.
• В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
• У австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопать в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Вот мы с Вами сняли эмоциональное напряжение и готовы к дальнейшему общению. Спасибо!
Сообщение учителя – логопеда на тему:
«Развитие и обогащение словаря ребенка».
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Одной из основных особенностей современных детей дошкольного возраста можно назвать бедность активного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что затрудняет полноценное общение с окружающими людьми.
Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения, не дополняя и не распространяя их. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них плохо развита связная речь (2-4 предложения вместо пересказа).
Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду». Часто при выполнении заданий совместно с ребенком встречаются однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово, передает его любому из игроков. Ещё его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков. А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т. д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.
На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия : «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает. Поощряйте любую речевую активность ребенка.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Обучение практическим умениям родителей.
Учитель – логопед:
- Сейчас я предлагаю Вам «превратиться» в детей и поиграть.
Игра «Шаги»
Цель: обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.
Ход:
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, «Все круглое». Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы:
«Все горячее» : плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай, суп.
«Все мокрое» : зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава.
«Все тяжелое» : гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит.
«Ласковые слова» : киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек.
«Вежливые слова» : пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи и т. д.
«Слова утешения», «Слова радости», «Все, что едет», «Всё красное» и т. д
Карточки для самостоятельной работы:
«Ассоциации»
Цель: познакомить родителей со способами активизация словаря. Ход: Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.
Велосипед: большой, красный, руль, сиденье, спицы, цепь, педали, колеса, едет, стоит, заводится, останавливается, моют, протирают, ремонтируют, ставят.
Куртка: замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают.
Лук: овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят.
Сапоги: замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят.
Воздушные шары: большие, зеленый, красный, разноцветные, воздух, ниточка, легкие, насос, воздушные, праздник, радость.
«Придумай рассказ» («Посмотри и расскажи»)
Ход: Предлагается сюжетная картинка «Мальчик рисует». С помощью вопросов ребёнок распространяет предложения и составляет рассказ.
• За столом сидит (КТО) – мальчик.
• Мальчик сидит (НА ЧЕМ) – на табуретке.
• Мальчик держит (ЧТО) – карандаш.
• Мальчик (ЧТО ДЕЛАЕТ) – рисует.
• Мальчик рисует (ЧЕМ) – карандашом.
• Мальчик рисует (ЧТО) – дом, человека.
«За ягодами».
КАКОЕ время года? – лето.
КТО гуляет на улице? – девочки.
ГДЕ гуляют девочки? – в лесу.
КАК девочки одеты? – по летнему, платье, панамы, сандалики.
ЧТО девочки делают? – собирают ягоды.
ЗАЧЕМ собирают девочки ягоды? – девочки будут кушать, мама сварит варенье.
КОГО увидели девочки? – зайчика.
Таким образом, активное применение в домашних условиях предложенных игр, принятие активного участия родителей в любых играх с детьми поможет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей, расширить кругозор детей, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.
Сообщение педагога – психолога на тему : «Подготовка детей к школе. Психологическая готовность детей».
Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью. И тем самым мы помогаем ему подготовиться к обучению в школе. И тут встает вопрос «Что же является важным при подготовке к школе?»
Ученые выделяют разные виды готовности к школе. Сегодня мы затронем только один из аспектов подготовки ребенка к школе. Мне хотелось бы сегодня обсудить психологическую готовность. Это возникновение желания стать школьником, выполнять серьезную работу. Но спросите у своего ребенка, зачем он пойдет в школу. Что вы услышите в ответ? (ответы родителей) Да, как правило дети отвечают: «Чтобы пятерки получать». А зачем? Ребенку разве плохо без пятерок живется? Помогите своему малышу понять, что успешное обучение в школе позволит ему в перспективе получить интересную работу, поступить в тот ВУЗ, который выберет ребенок по своему желанию, а не по наименьшему конкурсу. Я считаю, что научить ребенка понимать мотивацию своих поступков и действий – один из основных шагов к достижению психологической готовности ребенка к обучению в школе. Чаще задавайте ребенку (да и себе) вопрос «Зачем?» и обсуждайте возникающие версии. Тем самым вы не только научите ребенка понимать то, что ему предлагается сделать, но и поупражняете в умении аргументировать свои желания. Любой поступок человека мотивирован. И даже если человек на вопрос «Зачем ты это сделал?» может ответить «Не знаю. Просто так», это не совсем, правда. Ребенку же всегда надо точно знать, зачем он должен выполнить то или иное действие: научиться рисовать и раскрашивать, знакомиться с геометрическими фигурами, собирать пазлы или делать постройку. Дать эти знания могут взрослые, правильно объяснив цель задания. А чтобы чему-то научить, надо, прежде всего, знать самому то, чему учишь. Давайте сами попробуем ответить на несколько вопросов:
• Зачем ребенка учить считать и читать в 3-4 года?
• Зачем получать человеку образование? Ребенку идти в школу?
Отвечая на вопрос «Зачем?», мы сами можем проанализировать свои действия и понять, насколько они важны либо совершенно бессмысленны. Вполне вероятно, что часть того, чему мы пытаемся научить ребенка – всего лишь наши амбиции и малыш к ним совершенно не имеет отношения. (Я хочу, чтобы мой ребенок занимался бальными танцами. Я хочу, чтобы он красиво рисовал и стал художником и т. п.) Спросите, чего хочет маленький человек и помогите ему реализовать ЕГО желания и стремления. Научите рассказывать о том, что он хочет. Пусть он научиться говорить правильно, красиво, грамотно для того, чтобы в жизни его слышали и хотели слушать, чтобы он сам строил свою жизнь так, как хочет Он. А задача взрослых – помочь, поддержать и подсказать тогда, когда ребенок попросит о помощи.
Услышать своего ребенка поможет игра «А зачем?»
Цель: формировать умение мотивировать поступки и желание, объяснять цель действий. (Причем, это не только мотивация личных поступков, но и понимание мотивации других персонажей и людей).
- А зачем ты рисуешь дерево? (Научился)
- А зачем сейчас рисуешь? (Хочу нарисовать картину)
- А зачем тебе картина? (Подарю папе)
- А зачем ты хочешь подарить? (Сделать приятно, порадовать, и т. п)
- А зачем Шарику фоторужьё? (Для фотоохоты)
- Зачем ему фотоохота? (Пес-охотник, но жалко животных. Получаются красивые фотографии. Отправляет в журналы. Любуются люди.)
- А зачем ты подрался с другом? (он первый начал обзываться)
- А зачем ты его ударил? Можно было объяснить. (А он не переставал обзывать.)
- А зачем бить? (ответ ребенка).
- А зачем его слушать? … Далее (Давай договоримся)
Итог семинара-практикума :
- Предлагаем Вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Учитесь слышать своего малыша и будете им услышаны.
Оценка мероприятия родителями.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам поделиться своими впечатлениями от нашего мероприятия: что Вам было полезно, что Вы узнали нового, что понравилось. Напишите свои впечатления и пожелания на листочках, цветочках, бабочках и приклейте их на наше весеннее дерево.
Спасибо за внимание, до новых встреч.
По окончанию семинара родителям вручаются рекомендации, памятки.
ПАМЯТКА: «ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,
ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ»
1. Своё имя, отчество и фамилию, возраст (желательно дату рождения) .
2. Свой домашний адрес, город, страну, в которой живёт.
3. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .
5. Различать домашних животных и их детёнышей, одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
7. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т. д.)
8. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
9. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов, различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги.
10. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в
пределах 10.
11. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 мин)