Юлия Кафлина
Опыт работы «Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР посредством Су-джок терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный инновационный педагогический опыт
Тема педагогического опыта:
«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях»
1. Условия возникновения опыта
По результатам моего диагностического обследования я выявила, что дети с задержкой психического развития помимо низкого уровня познавательного развития, имеют нарушения общей и мелкой моторики. У детей наблюдается мышечная напряженность, снижен тонус мышц рук. Движения рук неловкие, несогласованные, дети не в состоянии действовать двумя руками. Особенностью таких детей является отсутствие и задержка речевого развития.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР посредством Су-джок терапии“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
2. Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с задержкой психического развития. Основной задачей обучения и воспитания таких детей является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Проблема обучения детей с ЗПР особенно актуальна в современном мире, а также в нашем ДОУ.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. В работе с такими детьми необходимо внедрять современные методы и формы работы, которые бы обеспечивали их комфортное пребывание в ДОУ, при этом сохранялось физическое и психическое здоровье детей.
Актуальность применения су – джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ЗПР состоит в том, что ребенок дошкольного возраста очень пластичен, но для детей с задержкой в развитии характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Массаж пальцев и ладоней обеспечивает прилив крови, повышает тонус мышц и улучшает чувствительность кожи, а также оказывает благотворное влияние на развитие координации движений и мелкой моторики руки, тем самым способствуя развитию речи и познавательных процессов.
2. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности коррекционной работы по развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, посредством использования Су-джок терапии.
Технику Су-джок я использую не только в качестве массажа, для развития моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма, что очень важно для детей с задержкой психического развития. Остроконечные выступы колючего шарика воздействуют на биологически активные точки, вызывая улучшение самочувствия, снимает стресс, усталость, болевые ощущения, повышая тонус организма, увеличивая работоспособность.
3. Теоретическая база опыта
Су-джок – в переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок- стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это метод лечения с использованием кистей и стоп.
В 1987 году в одном из медицинских корейских журналов появилась первая статья профессора Пак Чжэ Ву о системе соответствия. Свою систему он назвал Су-джок, обосновывая взаимосвязь отдельных участков нашего тела по принципу подобия. Эти лечебные системы созданы не человеком, а природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению.
Теоретической базой моего педагогического опыта стали идеи ведущих педагогов.
Еще Мария Монтессори говорила: «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и сформированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести начатое дело до конца.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые заимствованы с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому, если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно –развивающий процесс будет протекать эффективно, и сократятся сроки коррекционной работы.
Основываясь на анализе ряда работ педагогов-психологов Тимофеевой Е. Ю., Чистяковой М. И. раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, я сделала вывод о целесообразности использования Су-джок терапии в практике работы с дошкольниками.
Авторские разработки Екжановой Е. А. были использованы мною в ходе организации коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с ЗПР, просветительской и методической работы с родителями по использованию Су-джок терапии.
Данные методические материалы стали основой организации совместных мероприятий взрослых и детей в рамках работы над данной темой.
5. Новизна опыта
В дополнение к традиционным методам обучения я использую нетрадиционные формы работы, это помогло мне сделать занятия разнообразнее и интереснее. Нетрадиционные методы воздействия в психологии становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Свою успешность доказала развивающая новая технология под названием Су-джок терапия. Это стало новизной моего опыта.
6. Технология опыта
Цель моего опыта такова – разработать систему мероприятий, с использованием су-джок терапии, направленных на развитие познавательных интересов у детей с ЗПР.
Для решения поставленной цели определила следующие задачи:
1. нормализовать мышечный тонус;
2. развивать координацию движений и мелкую моторику;
3. способствовать установлению межполушарных связей;
4. снижать эмоциональную расторможенность детей с ЗПР;
5. развивать речь и познавательную активность дошкольников компенсирующей группы, наглядно – образное мышление, произвольное внимание;
6. создавать эмоционально – комфортную обстановку на занятии, эмоционального общения со взрослым;
7. вовлекать родителей в совместную педагогическую деятельность.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы
• Принцип научности предполагает использование в педагогической деятельности научно обоснованных и практических адаптированных технологий;
• Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса развития и предполагает тесное взаимодействие педагогов ДОУ;
• Принцип системности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
• Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить;
• Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания на занятиях;
• Принцип повторения умения и навыков – один из важнейших принципов в работе с детьми с задержкой психического развития, так как в результате многократных повторений вырабатываются устойчивые умения;
• Принцип доступности позволяет исключить завышенные требования к ребенку;
• Принцип результативности предполагает получение положительного результата педагогической деятельности;
• Принцип взаимодействия ДОУ и семьи.
Для создания системы конкретных педагогических действий в первую очередь мною была изучена методическая литература и опыт передовых педагогов по данной теме.
Работа началась с анализа общего моторного состояния детей с ЗПР. Было проведено диагностическое обследование.
В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи:
Во-первых, сначала мне было необходимо познакомиться с приемами использования массажера Су-джок в коррекционно – развивающей работе с детьми с ЗПР.
И, во - вторых, необходимо было повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах применения техники Су-джок.
Согласно поставленным задачам мною был разработан план по самообразованию: «Использование техники Су-джок терапии в работе с детьми с ЗПР», сроком на один год, в который я включила игры, упражнения, мастер-классы с использованием су-джок терапии.
Над данной темой я работаю уже более трех лет и выработала формы работы по использованию Су-джок терапии:
На начальном этапе работы по технике Су-джок, я столкнулась с некоторыми трудностями. Так как дети с задержкой психического развития имеют низкую работоспособность, мне нужно было заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, и это подкрепляло его интерес к играм и занятиям. Мне нужно было занятия проводить в хорошем темпе, со сменой поз. Я решила на занятии активизировать детей с ЗПР разными приемами, но не торопить, не настаивать на продолжении работы, а продолжить работу через день.
Свою работу с использованием су-джок терапии я строила в следующей последовательности. Для начала я познакомила детей с су-джок массажерами и кольцами, правилами их использования. Затем, на коррекционно –развивающих занятиях, закрепляла навыки самомассажа в играх и упражнениях. И на последнем этапе работы, обучала самостоятельному использованию массажеров.
В своей работе я применяла следующие приемы Су-джок терапии:
Первый прием – это массаж специальным шариком. На ладони находятся множество биологически активных точек, которые мы вместе с детьми массажировали специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, мы с детьми массировали мышцы рук.
Второй прием – это массаж кольцом. Помогает стимулировать работу внутренних органов. Это является эффективым способом профилактики и лечения болезней, развитию мелкой моторики руки и развитию речи. Вместе с детьми мы одевали кольцо на палец и проводили массаж каждого пальца. Кончики пальцев необходимо массировать до стойкого ощущения тепла.
массаж кистей и пальцев рук. Полезен для детей, так как оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Очень эффективен этот массаж, так как эти участки соответствуют головному мозгу.
Технику су-джок терапии я использовала в строго определенной последовательности:
Для начала, я применяла самый простой прием работы в технике су-джок - катание мячика между ладонями сначала медленно, затем быстро. Через несколько занятий мы катали мячик по левой ладони под счет до пяти, по часовой стрелке, затем против нее. И также с правой.
Особенно нравится детям следующий прием, когда им нужно было удерживать мячик поочередно то правой, то левой рукой. Каждым пальцем левой руки, начиная с большого, с усилением нажимают на мячик, это вызывало много положительных эмоций.
Через несколько занятий мы учились выполнять круговые движения шарика между ладонями и перекатывать шарик от кончиков пальцев к основанию ладони.
И на последнем этапе учились с детьми вращать шарик кончиками пальцев.
Все действия с массажными шариками и пружинками мы выполняем в играх-сказках, и сопровождаем стихами, это помогает легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делает более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Пальчиковые игры стимулируют речевое развитие ребенка и помогают запомнить любое упражнение.
Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений.
Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.
Мною была сделана подборка различных игр с использованием массажного шарика су-джок. Содержание игр, игровых упражнений, комплексы массажа я подбирала с учетом возрастных особенностей детей.
Я использовала Су-джок шары в упражнении «Один-много», «Назови ласково», тем самым развивая речь детей, пополняя их словарный запас. Массажные кольца я использую при совершенствовании навыков пространственной ориентации, развивая внимание, память детей. Играя со мной в игру «Угадай, какой пальчик?», ребенок закрывал глаза, я одевала колечко на любой его палец, открыв глаза, ребенок должен был назвать, на какой палец одето кольцо. Это игра развивает наблюдательность, внимание детей. С целью совершенствования навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания использовала игровые упражнения «Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю», «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй».
Использование Су-джок терапии способствуют формированию у дошкольников с ЗПР усидчивости, внимания, точности и координации, что очень важно для развития детей.
Работа по использованию Су-джок терапии я осуществляла как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Также, я применяла элементы су-джок терапии в различных психологических техниках:
в коррекционно – развивающих занятиях по психогимнастике;
по подготовке детей к школе;
в песочной терапии и арттерапии. С помощью арт-терапии и су-джок терапии, в работе с детьми, у которых недостаточно развита мелкая моторика, она очень эффективна и удобна для применения.
Су-джок терапию я использовала в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой рисованием.
Это помогло сделать мою коррекционно – развивающую работу более эффективной.
Для решения поставленных задач ежедневно на каждых подгрупповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях с детьми с ЗПР я включала игры и упражнения с су – джок терапии.
Во время занятий я всегда учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы задания приносили ребенку положительные эмоции.
Выполняя пальчиками различные упражнения, на коррекционно – развивающих занятиях, дети с ЗПР достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает детей с ЗПР к обучению в школе. Благодаря упражнениям кисти рук детей стали более подвижны, приобрели гибкость, исчезла скованность движений. Я считаю, что развитие мелкой моторики – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
В технике су-джок с детьми с ЗПР я применяла следующие формы работы:
1) Индивидуальные;
2) Подгрупповые (по 3 человека).
В своей системе коррекционно – развивающей деятельности преимущественно использовала:
1. наглядно-практических,
2. игровых методов и приемов,
3. способов организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Длительность выполнения упражнений для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития составляет 5 -10 минут.
На подгрупповых занятиях я использовала комплекс, который включает 5 - 6 упражнений. Каждое упражнение мы выполняли по 6 раз: по три раза для правой и левой руки. При этом учитывала следующие требования: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек и других повреждений.
С детьми с ЗПР подготовительного возраста использовала метод прокатывания шариком по написанной букве, чтобы закрепить образ буквы.
Обязательно работу можно проводить перед выполнением различных заданий в течение одной минуты для этого, чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.
На коррекционно – развивающих занятиях я применяла игры следующей направленности:
• Игры для развития пространственной ориентации
• Игры на обобщение и расширение словаря
• Игры на развитие моторики
• Игры на развитие внимания и памяти.
Для нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения, совершенствования навыков пространственной ориентации я использовала следующие формы работы с детьми с ЗПР:
Массаж Су-джок шарами. Дети сначала за мной, а потом самостоятельно повторяют слова и выполняют действия с шариками, в соответствии с текстом.
Массаж пальцев кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение.
Использовала Су-джок шарики и кольца для развития познавательных процессов. Дети выполняют мои инструкции: надень кольцо на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и т. д.
Использовала Су-джок шарики и кольца при выполнении физминуток. Например, ноги на ширине плеч, руки опущены, в правой руке шар и т. д.
Использовала шарики и кольца при закреплении навыков счета и названии цветов.
Эти упражнения способствовали общению, эмоциональному развитию, снятию эмоционального и мышечного напряжения. После каждого упражнения проводила расслабляющее поглаживание или встряхивание рук.
При работе над данной темой, я поняла, что данная работа должна носить систематический, а не эпизодический характер.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе, по созданию благоприятных условий для развития детей с задержкой в развитии. Основная задача на этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Поэтому для родителей разрабатывала консультации, памятки, буклеты, которые помещала на стенде «Секреты взаимопонимания».
Участие родителей в совместной деятельности позволило изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его.
Совместно с детьми и родителями я провела мастер-класс «Здоровье на ладошке». Результатом проведения стало: укрепление психического здоровья, развитие познавательной активности детей, повышение уровня компетентности родителей.
Также подготовила буклеты для родителей с упражнениями, играми и сказами по технике Су-джок терапии, которые они могут использовать с детьми в условиях дома. Для родителей была организованна фотовыставка «Шарики су-джок катаем – наши ручки разминаем».
Были подготовлены консультации для родителей: «Су-джок для всей семьи», «Су-джок – лечим детей с ЗПР».
Также провела открытое занятие на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук детей с ЗПР компенсирующей группы с использованием Су-джок терапии «В гостях у ёжика».
Опыт работы показал, что использование Су-джок терапии в корекционной работе с детьми с ЗПР актуально на сегодняшний день.
7. Анализ результативности
Анализируя результаты работы за первый год использования су-джок терапии, я убедилась, что регулярное использование техники Су-джок повышает уровень развития познавательных процессов и развивает мелкую моторику рук.
Для того чтобы выяснить уровень сформированности познавательных процессов и развития мелкой моторики у детей с ЗПР, мною была проведена диагностика по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича.
Динамика становления познавательных процессов (внимания, памяти и мелкой моторики)
Анализ данных показал, что наблюдается положительная динамика.
Подводя итоги проделанной работы, с уверенностью можно говорить о том, что был достигнут хороший результат. У детей с ЗПР повысилась речевая активность – это проявилось в разучивании стихов, пальчиковой гимнастики, в рассказывании сказок. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка с ЗПР.
Я пришла к выводу, что совместная работа с воспитателями и родителями по применению су-джок терапии положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, память, внимания, а также развития речи и готовит к обучению в школе. Передовой педагогический опыт обеспечивает более высокие результаты при наименьшей затрате сил и времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация коррекционной развивающей работы по использованию Су-джок терапии повлияла на эффективность работы по развитию познавательных процессов и мелкой моторики руки.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Су-джок терапия
1. Развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
2. Развивает речь;
3. Активизирует непроизвольное внимание; улучшает концентрацию внимания;
4. Нормализует эмоционально-волевую сферу;
5. Улучшает наблюдательность и слух, а также наблюдательность;
6. Повышает скорость и улучшает умственную деятельность;
7. Развивает мышечную силу, усиливают работу важнейших органов-легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Кроме того, привлечение родителей к участию в работе по данному направлению способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию родителями единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.
8. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Самое главное для меня, в применении су-джок терапии соблюдается главный принцип психолого-педагогического сопровождения – «Не навреди».
В работе над темой моего педагогического опыта, в применении Су-джок терапии, я не испытывала трудностей.
Так как достоинства Су – джок терапии:
1. высокая эффективность – при правильном применении наступает эффект.
2. абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред
3. универсальность – могут использовать педагоги и родители
4. простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-джок шариков. Метод прост в применении.
5. Доступность метода для каждого ребенка.
Неправильное применение никогда не наносит вред ребенку вред- оно просто неэффективно.
Но, необходимо помнить, что су-джок терапия имеет противопоказания. Нельзя применять технику:
1. С детьми с тяжелыми психическими заболеваниями;
2. При наличии у ребенка открытых ран и повреждений на руках;
3. Если у ребенка повышенная температура тела;
4. При ОРВИ и других простудных заболеваниях
А также, массажное кольцо нельзя неподвижно и долго оставлять на пальце ребенка во избежание пережатия тканей.
9. Адресные рекомендации по использованию опыта
Су – джок терапию можно использовать педагогам детского сада: в организованной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.
Для большего эффекта, я рекомендую использовать эту технику и родителям детей с ЗПР еще и дома.
А также, рекомендовано использовать технику су-джок учителю - логопеду и учителю – дефектологу, в коррекционно – развивающей работе.
Наглядные приложения
1. План по самообразованию «Использование Су-джок терапии в работе с детьми с ЗПР». https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/11/02/plan-po-samoobrazovaniyu-su-dzhok-terapiya
2. Буклеты для родителей: «Что такое Су-джок». https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/02/buklet-su-dzhok-chto-eto-takoe
3. Фото-выставка для родителей: ««Шарики су-джок катаем – наши ручки разминаем». https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/11/foto-prezentatsiya-shariki-su-dzhok-kataem-nashi
4. Консультации для родителей: «Су-джок для всей семьи», «Су-джок – лечи детей с ЗПР». https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/07/konsultatsiya-dlya-roditeleysu-dzhok-lechim-detey
5. Мастер-класс с педагогами : «Здоровье на ладошке». https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/11/19/master-klass
6. Конспект организованной образовательной деятельности на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук детей с ЗПР компенсирующей группы с использованием Су-джок терапии «В гостях у ёжика». https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/11/11/konspekt-organizovannoy-obrazovatelnoy
Литература
Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта», - Москва, 2010.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно- педагогической работе с детьми //Логопед – 2010. №1 – с. 36- 388
3. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупечук О. И. – литература.
4. Нежина Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // дошкольное воспитание. - 2004.- №4.
5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су- джок терапии: серия книг по Су-джок терапии /Чжэ Ву Пак – Су Джок Академия, 2009- с. 208
6. Николаева С. В. Калинина Т. К. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2- 7 лет, 2011.
7. «Су-джок терапия в коррекционно – развивающей работе». - //Ребенок в детском саду. - №4, 2018.
8. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех: М. :;СПб. : Сова, 2007
Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, 2013г.