Анна Морозова
Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу
.
Мозаика может быть абсолютно разной – крупной и мелкой, простой и достаточно сложной, рассчитанной на разный возраст детей. В нашей с вами современности разнообразной мозаики столько, что от богатства выбора разбегаются глаза.
Однако самой любимой для меня является старенькая, «раритетная», видавшая виды советская "Геометрическая мозаика». Мною замечено, что именно ее предпочитают дошколята и всегда просят с ней поиграть!
Публикация «Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов, Из опыта работы» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эта мозаика, по задумке авторов, ориентирована в первую очередь на младших школьников.
Но, проявив некоторую изобретательность, можно доработать предлагаемые задания или придумать новые, более доступные детям дошкольного возраста.
Вот предлагаемые задания от авторов игры:
А вот разработанные мною задания:
Такую мозаику я использую на индивидуальных или малых подгрупповых занятиях по развитию познавательных процессов. К сожалению, у меня есть лишь один набор деталей и к нему всего 4 доски (маловато будет). На карточках с заданиями белый цвет деталей мозаики я заменила на зеленый, чтобы лучше выделялось на белой бумаге.
Такая мозаика прекрасно развивает терпение, усидчивость, умение концентрироваться на выполняемой работе. Отлично развивается внимание – ведь даже для того, чтобы найти нужную деталь среди множества других в коробке, нужно проявить усилие!
Выкладывание рисунка из мозаики способствует активному развитию восприятия и умения ориентироваться в пространстве – для успешного выполнения рисунка необходимо усвоить понятия «справа-слева, сверху-снизу», «левый (правый) нижний (верхний) угол», «правая (левая) сторона», «нижняя (верхняя) сторона», «центр (середина)».
Кроме того, отлично известно, что работа с мозаикой развивает мелкую моторику руки, позволяет отрабатывать захват пальцами мелких предметов.
В процессе игры можно повторять и закреплять названия фигур (прямоугольник, треугольник, квадрат, которые с трудом усваиваются детьми с ОВЗ. Отрабатываются навыки счета – «Посчитай, сколько тебе понадобится прямоугольников? Треугольников? Квадратов?»
Формируются такие немаловажные умения, как способность планировать свою деятельность (что сначала, что потом, с чего лучше начать, работать по образцу (картинке, а затем и по замыслу.
На начальном этапе работы с мозаикой я предлагаю достаточно простые задания со знакомыми детям предметами.
Для повышения мотивации, создания интереса к деятельности предварительно загадывается загадка:
На земле он всех сильней
Потому что всех умней. (человек)
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок -
Красный, маленький (флажок)
Постепенно можно предлагать задания посложнее, требующие больше усилий и времени.
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (чайник)
Дети подготовительной группы (6-7 лет) больше интересуются заданиями с выкладыванием букв и цифр:
С какой буквы начинается твое имя? А фамилия? Найди их на картинках и выложи на доске.
С загадками про буквы:
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)
Пока заданий-картинок не так много, в дальнейшем планируется разработать задания с цифрами, предметами окружающего мира по сезонам.