Татьяна Пенкина
Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
"Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Обобщение опыта работы „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Цель работы : Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
План работы :
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме.
2. Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
4. Разработать методические рекомендации для родителей.
5. Провести анкетирование педагогов и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию.
6. Оценить результаты проделанной работы.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста используются : дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику, и т. д.). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстегивание и застегивание молний, пуговиц, использование шнуровок); создала дидактическую игру с прищепками; оформила уголок сенсорики.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу поэтапно :
-на первом этапе учу детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры:
«Покажи такой же…»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» ( при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра не наскучила) ; «Найди пару» (варежки, сапожки).
На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
На втором этапе я учу детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики) .
На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как
«Помоги ежику»; «С какого дерева лист»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету» и т. д.
Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия.
Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготовляем сами.
На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.
Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».
Конечно, бывают ошибки, но мы их по ходу игры исправляем. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры.
К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью операции сравнения ( например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?» Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин»). Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».