красноштанова ирина николаевна
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного опыта.
Театрализованная игра — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что напрямую связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Наибольшая ценность театрализованной игры заключается в том, что этот вид деятельности содержит в себе элементы различных видов творчества. В качестве показателей развития детского творчества в театрализованной игре можно выделить :
-нахождение ребёнком выразительно-изобразительных средств для создания образа, т. е. актёрские умения (Н. А. Ветлугина);
-способность к интерпретации литературного опыта – режиссёрские умения ребёнка (Л. А. Парамонова);
-образная импровизация – оформительские умения в театральной игре.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, а также происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребёнка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, инициативы, творчества проявили сами дети.
Организация педагогического руководства на этапе раннего и среднего дошкольного возраста может осуществляться по следующим направлениям:
-формирование представлений о театральном искусстве (знакомство с профессиями театра, театральный этикет);
- развитие вербальных и невербальных средств выразительности, овладение первоначальными навыками образной импровизации;
- развитие оформительских умений для создания в дальнейшем атрибутов и декораций.
1 Этап. Создание предметно-развивающей среды.
Предметная среда должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребёнка и должна быть ориентирована на зону ближайшего развития.
Театрализованная игра предполагает наличие ширмы, поэтому нами была изготовлена многофункциональная ширма, которая помогает детям играть кукольный театр, а также используется для оформления декораций.
Для обогащения театрализованного уголка разными видами театров совместно с родителями мы изготовили пальчиковый театр, есть у нас и перчаточные куклы, театр на фланелеграфе с плоскими фигурами, настольный театр с деревянными и бумажными фигурами персонажей, магнитный и теневой театр.
Для игр-драматизаций внесли отдельные элементы костюмов (шапочки, накидки, фартуки, хвостики, нагрудники, колпачки и т. д., определили место для «уголка ряженья».
Для изготовление декораций и атрибутов в уголок ручного труда мы внесли дополнительный материал: лоскутки ткани, пенопласт, поролон, ленточки, крупные пуговицы, различные вида бумаги (картон, цветная, белая бумага, калька, катушки, пластиковые бутылочки и банки, различный природный и бросовый материал (палочки от мороженного, косточки большого размера, камешки, ракушки и т. п.).
Для систематической работы с текстом литературных произведений в книжном уголке постоянно появляются новые книги с волшебными сказками, сказками о животных, репродукции известных художников-иллюстраторов (М. В. Васнецова, Е. М. Рачёва).
Для развития связной речи в группах представлены дидактические игры «Сказки (лото)», «Любимые герои», «Расскажи сказку».
2 Этап. Подготовительный.
Нами был разработан комплекс ситуативных бесед, игр и упражнений, который представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие творчества детей в театрализованных играх. Игры рассчитаны на активное участие ребёнка и характеризуются эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата.
Тема 1 «Здравствуй театр!» (формирование представлений о театре, о специфике театральных профессий) :
- посещение детьми театрального представления (с родителями или выездного театра в детском саду, представления старших групп);
- беседа с детьми «Что я видел в театре?»;
- разыгрывание ситуаций «Я пришёл в театр»;
- ситуативные беседы по театральному этикету.
Тема 2 «Тайны сказок» (знакомство со сказками) :
- чтение, рассказывание или слушание в записи, просмотр мультфильмов р. н. с. «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».
Тема 3 «Необычные превращения» (освоение вербальных и невербальных средств вырзительности) :
- игры на развитие мимики («Остров плакс», «Сердитая змея», «Мимическая гимнастика») и пантомимики «Холодно-жарко», «Шла лиса», «Медвежья походка», «Скачут зайки по лужайке» и т. д. ;
- игры-импровизации с использованием музыкальных произведений «Осенние листочки», «Бабочки», «Птички», «Снежинки» (под музыку П. И. Чайковского «Времена года);
- игры на развитие интонационной выразительности, изменение тембра голоса: упражнение «Три медведя», интонационное прочтение стихов-диалогов по ролям «Кто пасётся на лугу?», «Кисонька-мурысонька», «Перчатки» и т. п. ;
- игры на развитие воображения : «Собираемся на бал», «Готовим угощение к празднику», «Неожиданная встреча».
Раздел 4 «Умелые ручки»
Цель этого этапа – развитие изобразительных навыков в процессе различных видов продуктивной деятельности:
- рисование индивидуальное и коллективное (на темы сказок, театральной афиши, пригласительных билетов);
- лепка (волшебные предметы, герои сказок);
- конструирование ( сказочные декорации: деревья, печка, теремок);
-аппликация (элементы оформления декораций).
3 Этап. Заключительный.
Театрализованная игра по Р. Н. С. «Теремок».
1) Беседа по сказке «Теремок» : вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к героям сказки, подводить к пониманию содержания, формировать умение пересказывать наиболее понравившиеся эпизоды.
2) Подбор воспитателем сценария: текст в стихотворной форме С. Маршака (легче для запоминания и восприятия младшими дошкольниками).
3) Экскурсия в мини-музей «Русская изба» : знакомство детей с традиционным укладом русского дома (прялка, печь, чугуны, деревянная посуда и др.).
4) Драматизация сказки с использованием различных видов театра.
5) Конструирование из крупного ЛЕГО-конструктора «Лес» (конспект на основе Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду», с. 40) : формировать умение передавать красоту пейзажа, поощрять творчество в воплощении замысла.
6) Изготовление афиши – аппликация «Цветочная поляна» : формировать умение работать коллективно.
7) Подбор музыкальных произведений, используемых для сопровождения игры.
Примерные сюжеты игры :
- «Покупаем билеты в театр», «Перед спектаклем», «Сказка начинается»;
- «Кто-кто в теремочке живёт?», «Вместе не тесно»;
- «Мы отстроим теремок, чтобы каждый жить в нём смог», «В тесноте, да не в обиде».
Полученные результаты позволяют говорить о том, что созданные педагогические условия способствовали совершенствованию у детей игровых умений, развитию творческой активности и инициативности в самостоятельной игре.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок : Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972. – 288 с.
2. Парамонова Л. А., Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. – 286 с.