Наталья Мостовских
Обобщение опыта «Палочки Кюизенера — дидактическое средство развития творческих математических способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»
Технологическое описание опыта
«Цветные палочки Кюизенера –
дидактическое средство развития творческих
Публикация «Обобщение опыта „Палочки Кюизенера — дидактическое средство развития творческих математических способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
математических способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Александрова Н. Ю. ,
соответствие занимаемой должности «воспитатель»
2018
Актуальность опыта
«Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»
Б. Паскаль
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Переход к деятельности в контексте ФГОС ДО кардинально повлиял на систему образования в дошкольной организации - изменились ее основополагающие цели, содержание и технологии. Использование цветных палочек Х. Кюизенера позволяет воспитателю произвести изменения в своей педагогической деятельности: от изложения учебного материала перейти к педагогике творческого сотрудничества и диалогу воспитателя и воспитанников.
Реализация задач образовательной деятельности направлена на предматематическое развитие детей дошкольного возраста.
Педагоги и родители знают, что математика является фактором интеллектуального развития ребенка, средством формирования познавательных и творческих способностей. От качества предматематического развития ребенка дошкольника зависит успешность обучения в начальной школе. Показателем готовности к обучению в школе является наличие интереса к знаниям и способность к произвольным действиям. Из познавательных интересов формируются эти способности и умения. Следовательно, важно учить детей мыслить творчески, нестандартно, находить самостоятельно решения.
Развитие творческих математических способностей дошкольников, а как следствие и в школьном возрасте, происходит на недостаточном уровне.
Изучив методическую литературу и проведя анализ педагогической диагностики по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем») пришла к выводу, что необходимо применять новые педагогические технология для решения задач предматематического развития дошкольников.
Возникла проблема: какие формы и методы использования нестандартного дидактического средства - цветных палочек Кюизенера будут способствовать развитию творческих математических способностей. Разработанность и значимость этой проблемы послужили основанием для определения цели.
Для достижения цели разработала планирование интегрированной образовательной деятельности с использованием цветных палочек Кюизенера для воспитанников второй младшей, средней, старшей групп дошкольного возраста (3-6 лет, которое будет способствовать повышению интереса воспитанников к математической деятельности. В планировании отражается совместная деятельность детей и педагога, самостоятельная деятельность воспитанников.
Для развития интереса к играм с цветными палочками Кюизенера, решила использовать интегративный подход: решать простые арифметические задачи, составленные на основе литературных произведений. То есть, использование текста, сюжета, героев литературного произведения, как основы для составления простых арифметических задач.
Дети 2 младшей групппы с помощью цветных палочек проигрывают ситуацию и выясняют ответ на вопрос. Сначала детям было трудно понимать вопрос задачи, который отражает математическую сущность действий, хотя именно вопрос задачи направляет внимание ребенка на отношения между числовыми данными. Но игра, действие с палочками помогли самым смышленым детям принять задание.
Чтобы реализовать поставленные задачи организовала развивающую среду группы. В центре самостоятельной активности поместила следующие игровые пособия:
Яркие, красочные альбомы сразу привлекли внимание детей. Задания располагаются от простого к сложному, происходит постепенное усложнение заданий. Детям понравились стихи под картинками. Заставляют детей размышлять о сказочных героях, которых можно выложить из палочек. Эти игры развивают моторику рук, психические процессы анализа и синтеза дети учатся ориентироваться на листе бумаги, ярко проявляют воображение.
Для решения поставленных задач 2 младшей группы использовала способы поддержки ребенка :
- наблюдение за игрой взрослого с палочками Кюизенера, эмоционально окрашенное, для вовлечения детей в игру на основе подражания;
- совместная игра с получением результата, совместные познавательные действия: преобразование, изменение;
- стимулирование речевой активности: «назови цвет», «Что ты сделал? – Я взял палочку, положил, принес», помощь в формулировании предложения;
- одобрение достигнутого результата, речевого высказывания.
Воспитанники средней группы проявляют желание действовать вместе, достигать цели. Активно включаются в поисковую деятельность, пусть и не всегда могли получить результат. Детям стало интересно считать предметы, количество которых увеличилось до 5-6, стали проявлять умение ориентироваться в пространстве и времени.
Чтобы реализовать поставленные задачи дополнила развивающую среду группы. В центре самостоятельной активности поместила следующие игровые пособия:
Для решения поставленных задач средней группы использовала и другие способы поддержки ребенка :
- эмоциональное и заинтересованное отношение к самостоятельности, инициативе, участию к деятельности в группе;
- совместная деятельность (помощь) в проявлении творчества : цель, поиск и отбор материала, уточнение хода, оценка результата;
- общение с взрослым, поощрение самостоятельных речевых высказываний.
В средней группе ввела использование лэпбука - тематической папки. Это одна из форм самостоятельной деятельности детей. Он помогает ребенку по своему желанию организовать игру по изучаемой теме, в данном случае с палочками, лучше понять и запомнить материал. Так же это отличный способ повторить пройденное.
Несмотря на то, что вычислительная деятельность вызывает интерес у детей, многие, даже старшие дошкольники испытывают значительные трудности в решении арифметических задач, я продолжила в средней группе использование интегративного подхода: решение арифметических задач на основе литературных произведений с помощью палочек Кюизенера. Усложнение: увеличила числовой ряд до 5-6, ввела умение комментировать свои действия.
Игры и упражнения с палочками, решение задач помогали воспитывать у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли.
Систематическая организация игр с палочками Кюизенера и пособиями, позволила воспитать в детях старшей группы устойчивый интерес и желание самостоятельно решать творческие задачи. Дети проявляют способность к самоконтролю и взаимоконтролю, целеполаганию.
Чтобы реализовать поставленные задачи дополнила развивающую среду группы. В центре самостоятельной активности поместила следующие игровые пособия:
Я использовала и другие способы поддержки ребенка :
- эмоциональное и заинтересованное отношение к самостоятельности, инициативе, участию к деятельности в группе;
-оказывала практическую помощь, направленную на точность познавательных действий; помощь в построении высказываний;
- поощряла взаимоконтроль в выполнении действий в парах.
В старшей группе продолжила решать арифметические задачи на основе литературных произведений с помощью палочек Кюизенера. В процессе данной деятельности традиционно создается эмоциональный комфорт, который способствует возникновению дружеской атмосферы. Усложнение: увеличила числовой ряд до 10, формировала умения отражать результаты познания в речи, умение рассуждать, пояснять.
Важным фактом является привлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы. Свою задачу, как педагога, я вижу в том, чтобы заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, стимулировать желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы.
Во второй младшей группе провела консультацию «Поиграйте с палочками Кюизенера». Знакомила с занимательным дидактическим материалом, современными развивающими играми.
В средней группе родители посетили «День открытых дверей» в нашем учреждении, и посмотрели непосредственно образовательную деятельность с использованием палочек Кюизенера «Строим домик для зверят». Раздавались памятки «Поиграем с цветными палочками Кюизенера» с примерами использования занимательного материала.
Для ознакомления родителей с приемами работы с детьми 5-6 лет, в старшей группе проведен мастер-класс «Развития творческих математических способностей детей дошкольного возраста».
Принимала участие в работе «Консультационного центра» для семей с детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет с такими мероприятиями, как «Игротека», «Играем месте», «Волшебные дорожки».
В целях повышения качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов, взаимодействую с воспитателями и специалистами учреждения. На методическом объединении воспитателей детского сада выступила с сообщением из опыта работы «Цветные палочки Кюизенера, как средство развития математических способностей». Участвовала в педагогической мастерской с мастер-классом «Использование цветных палочек Кюизенера в решении простых арифметических задач». В «Школе молодого педагога» выступила с сообщением из опыта работы «Использование развивающих дидактических игр в математическом развитии дошкольников», организовала практикум для педагогов по проведению развивающих игр.
Планирую продолжать работать по данной проблеме. Для этого приступила к разработке индивидуальной «Рабочей тетради по решению арифметических задач с использованием палочек «Кюизенера» для самостоятельной и совместной деятельности педагога и воспитанника в подготовительной группе.
Анализируя результаты развития математических способностей детей по разделу программы «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем», можно отследить положительную динамику.
Это говорит о том, что были грамотно созданы условия проведения исследования: планирование разработано в соответствии с возрастными особенностями, выбраны эффективные формы и методы работы с детьми, правильно организована развивающая предметно - пространственная среда. Деятельность по решению простых арифметических задач с использованием литературных произведений способствовала достижению поставленной цели опыта.