Майорова Наталья Владимировна
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы все больше развивается процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников. Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение педагогами дошкольного образования, позволяющих оптимизировать процесс обучения детей с ОВЗ и максимально сконцентрироваться на проблемах коррекционной психологии и педагогики, являются информационно-коммуникационные технологии.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Выбор этих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ связан, в первую очередь, с психофизическими особенностями, характерными для детей с ЗПР и ОНР (Л. А. Венгер, Т. В. Егорова, В. Л. Подобед, З. Тржесоглава):
• низкий уровень познавательного развития, познавательной активности, отсутствие мотивации к обучению;
• отклонения в процессах переработки сенсорной информации, несформированность процессов восприятия;
• стойкое нарушение внимания (отсутствие сосредоточенности);
• недоразвитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, трудности в становлении графических навыков;
• отставание в развитии всех форм мышления;
• неумение контролировать свои действия;
• низкая работоспособность.
В связи с этим, кроме традиционных методов обучения, таких как наглядный, словесный (рассказ, объяснение, беседа, практический (упражнения) и др., возникла необходимость в поиске современных технологий, позволяющих эффективно корректировать вышеперечисленные нарушения детей с ОВЗ.
Выбор был остановлен на информационно- коммуникационных технологиях, а именно компьютерных играх, по следующим причинам:
• Исследования использования ИКТ в ДОО убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка в целом (О. К. Тихомиров, Е. С. Полат);
• Доказано, что применение информационных образовательных технологий на занятиях с дошкольниками с ОВЗ приводит к развитию положительной мотивации, познавательной активности, повышает уровень развития познавательных процессов и эффективность усвоения новых знаний, способствуя, тем самым, умственному развитию детей (В. П. Беспалько, О. И. Кукушкина, Е. И. Машбиц, О. К. Тихомиров).
• Детей с ОВЗ легче заинтересовать и обучить, когда они воспринимают согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на них оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами.
• Применение ЭОР дает возможность индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс, работать в «зоне ближайшего развития» ребенка, что весьма важно в работе с ребенком с ОВЗ.
• Кроме того, одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ОВЗ и инвалидов.
Для работы с воспитанниками с ОВЗ старшего дошкольного возраста была выбрана образовательная программа KidSmart, разработанная компанией IBM. Данная программа предназначена для обучения и развития детей путем использования информационно-коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей когнитивному развитию дошкольников. В течение 15 лет программа успешно реализуется более чем в 60 странах мира: Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Польша, Франция, Швеция. С 2007 года программа используется в России.
Изучив и проанализировав возможности компьютерных игр программы KidSmart с учетом ФГОС дошкольного образования и особенностей детей с ОВЗ, были выделены ее преимущества использования в ДОО с детьми с ОВЗ.
Преимущества использования программы KidSmart
1. Возрастная адекватность программы. Обучающая программа предназначена для детей 3-12 лет и реализуется в форме игры, т. е. в форме специфической для детей данной возрастной группы. Для занятий были отобраны только те игры, которые соответствуют уровню и задачам развития детей 5-7 лет.
2. Гибкость программного обеспечения (несколько уровней сложности в игре). Выражается в том, что педагог имеет возможность настраивать сложность каждого задания под собственные возможности ребенка и его индивидуальные потребности, что позволяет работать в «зоне его ближайшего развития».
3. Наличие двух режимов - «Режима изучения» и «Режима заданий». Режим изучения позволяет детям свободно двигаться по игре в форме исследовательской деятельности и творческой активности, а режим заданий позволяет сформировать познавательные действия и умения, отработать полученные навыки.
4. Красочность, динамичность, анимация в играх позволяет воспринимать материал на качественно новом уровне.
5. Наличие звукового сопровождения позволяет детям воспринимать информацию не только с помощью зрительных анализаторов, но и с помощью слуховых, а значит быстрее и эффективнее усваивать материал, а также развивать познавательные процессы на слуховом уровне.
6. Наличие персонажей, общающихся с ребенком. В каждой игре есть персонаж (животное или птица, который общается с ребенком: дает инструкцию к игре, хвалит при правильном выполнении, подбадривает или просит попробовать еще раз при неверном выполнении задания. Такой подход формирует правильную реакцию ребенка с ОВЗ на успех и неудачу.
7. Большое разнообразия игр, направленных на развитие познавательной сферы и формирование познавательных умений. Подборка игр на развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания и памяти; на формирование мыслительных операций, развитие воображения и творческой активности. Так же игры позволяют изучать сенсорные эталоны, развивать зрительно-пространственную ориентацию, формировать элементарные математические знания, представления об окружающем.
Особенности проведения занятий с применением компьютерных игр.
1. Предварительная работа с родителями. Важно отметить, что до начала коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ проводится индивидуальная работа с родителями (законными представителями). Она включает: консультирование по результатам диагностики ребенка с ОВЗ, возможностям его развития; ознакомление с индивидуальной программой развития ребенка, рекомендации по развитию ребенка дома, информирование о возможностях применения ЭОР - компьютерных игр на занятиях с педагогом-психологом; подписание согласия на коррекционно-развивающую деятельность с ребенком с применением информационно-коммуникационных технологий.
2. Содержание занятий. Занятия с применением компьютерных игр программы KidSmart проводятся с воспитанниками с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Согласно действующим требованиям СанПиН по использованию компьютерных технологий в НОД с детьми 5-6 лет время работы ребенка за компьютером составляет 10 мин. Занятия проводятся в первой половине дня, кратность работы на компьютере – 1 раз в неделю. Каждая компьютерная игра используется в работе с ребенком 2 раза – первый раз на этапе формирования того или иного умения, второй – на этапе закрепления и совершенствования этого умения на более высоком уровне сложности.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Компьютерная развивающая игра.
2. Гимнастика для глаз.
3. Упражнение или игровое задание с дидактическим материалом.
4. Физминутка или динамическая пауза.
5. Письменная работа по карточке.
При проведении компьютерной игры очень важно добиваться от ребенка объяснения производимых им действий, рассуждений по ходу игры, оречевления ряда действий, что не позволяет превращать развивающую игру в «угадайку», а так же способствует развитию мышления и связной речи дошкольника с ОВЗ.
3. Особое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям:
• соблюдение технических, санитарно-гигиенических требований к занятию;
• организация перерывов с использованием физминуток, гимнастики для глаз после компьютерной игры;
• выбор оптимального темпа работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
• контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения карандаша и карточки, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.
4. Реализация выбранной технологии предполагает соблюдение организационно-технических условий: наличие отдельного кабинета для проведения занятия; компьютера с подключенными двумя мышками – для педагога-психолога и для воспитанника, что позволяет каждому управлять игрой: психологу - в момент объяснения, ребенку – при выполнении заданий. Кроме того, это позволяет формировать у дошкольника навыки информационной культуры.
Работа с использованием образовательных компьютерных игр программы KidSmart в индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ прошла успешную апробацию на базе МБДОУ «Детский сад № 267» г. о. Самара и продолжает реализовываться уже четвертый год.
Использование компьютерных игр программы KidSmart показало положительные результаты и выявило положительную динамику в развитии каждого ребенка с ОВЗ:
• повышение уровня познавательной активности у обучающихся, формирование у них положительной мотивации, интереса к обучению;
• развитие устойчивости внимания, целенаправленности восприятия, совершенствование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
• повышение уровня познавательного развития в целом;
• развитие мелкой моторики, способности к саморегуляции.
Таким образом, использование компьютерных игр программы KidSmart, как одной из современных информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем процессе ДОО, позволяет не только эффективно корректировать недостатки познавательной сферы дошкольников с ОВЗ, но и существенно повышает их познавательную активность, формирует положительную мотивацию, а так же создает стимулирующую среду для всестороннего развития личности и социализации ребенка с ОВЗ.