Анна Нагайцева
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ при обучении детей рассказыванию»
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей рассказыванию» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Успешное овладение связной устной речью поможет ребенку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
В развитии связной речи детей дошкольного возраста на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
В современном мире информационно - коммуникационные технологии помогают воспитателям не только шагать в ногу со временем, но и в работе с детьми. Перед современными педагогами стоит важнейшая задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
В решении задач речевого развития детей дошкольного возраста, воспитателю детского сада приходит на помощь компьютер и программа создания мультимедийной презентации. Эта программа, содержит текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, видеофрагменты, анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в образовательную деятельность, помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Использование на занятиях по развитию речи мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям, экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Создание занятия-презентации включает три этапа:
1. Разработка сюжета с учетом методических требований к занятию по развитию речи.
2. Отбор речевого и наглядного материала.
3. Техническое исполнение презентации.
В развитии связной речи воспитанников информационно – коммуникативные технологии используются следующим образом :
1) Использование компьютерной наглядности при обогащении словаря, развитии связной речи, лексической стороны, при составлении высказываний ( компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками: привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.
2) Создание и использование интерактивного материала по развитию связной речи у дошкольников. Этот материал создается под определенные задачи работы, например, расширение словаря – презентации «Игрушки», «Животные», «Насекомые», «Одежда», «Мебель», «Транспорт» и т. д.
3) Создание интерактивных моделей для развития связного высказывания. Дети связывают на экране картинки последовательного сюжета и составляют связные высказывания.
В работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования следует использовать красочные мультимедийные презентации по рассказам писателей (В. Сутеева, В. Бианки, М. Пришвина и др.). Составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства.
Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, можно использовать сочинение небольших сказок по картинкам с различными сюжетами.
С помощью мультимедийной презентации, более современно и интересно для детей, можно организовать речевые игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи.
Конструирование образовательной коммуникативной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует от педагога соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования наполняется новым содержанием.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Использование ИКТ стимулирует познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к образовательной деятельности за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип научности и педагогической целесообразности реализуется в возможности представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картины, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Реализуя принцип доступности, наглядный материал подбирается таким образом, чтобы он соответствовал уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение программного материала идет в определенной системе. Мультимедийные презентации должны создаваться и подбираться в соответствии с комплексно-тематическим планом.
Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так как она включает традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.
Использование в работе мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций следует предложить детям выполнить комплекс упражнений для глаз в игровой форме. Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, их использование в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, а также формирует их успешность, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала, способствует повышению качества образования.