Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационно-коммуникационных технологий. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в школе, но и в дошкольном детстве.
Публикация «Консультация „Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет ряд преимуществ:
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
НОД в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко- и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Я считаю, что педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации воспитательно-образовательного процесса – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед педагогом детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми.
Далее, я расскажу о тех находках, которые активно использую в своей практике.
Ни для кого не секрет, что работая в сфере образования невозможно обойтись без работы с огромным количеством документации. В моей работе как учителя-логопеда в детском саду одним из главных документов является речевая карта, которую я должна заполнять на каждого ребенка. И для меня стала открытием вот такая «чудо-флешка» со специальной интерактивной программой для экспресс-обследования речи детей от 4 до 7 лет. Программа содержит шаблон речевой карты: у каждого вопроса свое задание и список оценок на выбор. Оценки фиксируются, и карта обновляется автоматически. Это позволяет работать оперативно, не отвлекаясь на записи и поиск материалов. Карты можно хранить, обновлять, распечатывать, и их количество практически неограниченно. В программе есть еще два блока: «Звуковой журнал» для оценки динамики развития речи и «Знакомство» для общения с неконтактным ребенком.
Также, я использую CD диски с интерактивными играми. Один из таких дисков называется «Читаем с логопедом». На нем находится набор из 12 интерактивных игр, которые способствуют знакомству с образом буквы, умению соотносить звук и букву, составлению слов и слогов, анализу звукового состава слова, чтению слогов и простых слов.
На своих занятиях я использую еще один диск под названием «Речевой экспресс». На нем находится 12 интерактивных игр для детей с общим недоразвитием речи. Игры направлены на общее развитие речи, расширение словарного запаса, составления связного рассказа, формирование фонематического слуха, отработку «трудных» звуков, развития грамматического строя речи.
Эти интерактивные игры с веселыми героями помогают детям осваивать грамоту легко и с удовольствием. Все игры разной степени сложности, что позволяет выбирать для занятия с ребенком именно тот материал, с которым он хорошо справляется. Игры подходят для компьютера и электронных досок.
Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя следующее:
подбор иллюстративного материала к занятиям (Интернет, принтер, презентации);
подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям;
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
использование компьютера для ведения документов, создания различных баз данных;
подготовка материалов для сайта.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и другими нарушениями развития, а также значительно повысить эффективность любой деятельности.