Елена Горелова
Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования».
Психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь играет важную роль в жизни ребенка. Она является не только средством общения, но и средством мышления, памяти, информации.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из требований ФГОС ДО является то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте [1].
Развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают быстроту реакции.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2].
Уникальным средством для развития мелкой моторики рук и речи являются пальчиковые игры и упражнения.
Мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых можно выделить двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов : массажных мячиков, платочков, крупных бигуди, прищепок, счетных палочек,длинных бигуди,зубных щеток, бус, резинок для волос, щеток, шестигранных карандашей, грецких орехов, эспандеров.
Все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями,которые формируют и совершенствуют чувство ритма.
Пальчиковых игры с нестандартным оборудованием проговариваются со стихотворениями и изображаются с помощью движений рук и пальцев. Игры с различными предметами проходят по схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Они очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.
Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма [4].
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Исследованиями ученых (Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова) была подтверждена связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых [3].
Однако в дошкольных образовательных организациях данный метод недостаточно изучен и широкого применения в практике работы с детьми не получил.
Для решения данной проблемы мы разработали программу «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования»
Целью нашей программы является :
- развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.
Применение программы позволит улучшить процесс развития речи детей раннего возраста при использовании нестандартного оборудования.
Результаты, полученные нами на этапе теоретического исследования, мы учитывали в собственном исследовании, которое проведено нами на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №239 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово,в первой младшей группе.
Результаты нашего эксперимента показывают, что у 40% детей уровень мелкой моторики повысился, а у 70% детей уровень владения речью с низкого результата перешел в средний, что, несомненно, позволяет сделать вывод об эффективности использования нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики рук и речевой активности.
В ходе проведенной работы наша программа показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в ДОО.
Список использованных источников и литературы
1. https://d10168.edu35.ru - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования.
2. https://azps.ru/articles/- Материалы интернет – портала «Психология от А до Я»
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. [Текст] / М. : Изд. АПН СССР, 2013. – 500 с.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.