Наталья Мамаева
О развитии у детей 3–4 лет связной монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
О развитии у детей 3–4 лет связной монологической речи
Рассказать о содержании рассматриваемой картины ребенок может только в том случае, если он его понял. Как же определить готовность детей к составлению такого рассказа?
При выборе картины для занятия воспитатель должен учитывать, что дети знают:
1. о персонажах картины (девочка, мальчик, кошка, собака, колобок и т. д.);
2. их действиях (гуляют, играет, ест, разговаривает и т. д);
3. о месте действия (комната, улица, лес, полянка и т. д.);
4. времени действия (зима, лето, осень, утро, вечер и т. д.).
Публикация «О развитии у детей 3–4 лет связной монологической речи» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Малыши более осознанно и прочно усваивают знания о предметах, если могут их потрогать, погладить, сложить, открыть и т. д. Понять назначение предмета дошкольникам помогут вопросы взрослого, например6 почему рукам тепло на морозе? (Варежки закрывают пальцы, ладони, и руки не мерзнут).
Знания, которые дети получают на занятиях и в повседневной деятельности, готовят их к восприятию картины, к рассказу о ее персонажах их действиях, о том, где происходят эти действия и в какое время.
В качестве примера покажем подготовку детей к рассматриванию картин «Таня не боится мороза» и «Кошка с котятами».
Для понимания первой картины необходимо:
- рассмотреть улицу, отметить наиболее характерные признаки на земле, на скамейке, на крышах домов снег лежит; деревья растут, птички летают;
- установить связи между погодой и одеждой: если снять варежки, будет холодно рукам; если надеть шапку, валенки, будет тепло голове, ногам;
- организовать игру малышей со снегом, например, построить из снега домик и спеть песенку:
Копаю. копаю лопаткой снежок:
Построю из снега домок-теремок.
- научить определять место нахождения: находимся в комнате, потому что есть стены, потолок, пол; находимся на улице – вокруг небо, земля, деревья и т. д.
Для понимания второй картины необходимо:
- -понаблюдать за живой кошкой с котенком;
- предложить каждому ребенку «угостить» собаку, кошку, петуха, козу тем, что они любят (животные изображены на картинках, а еда – косточка, молоко, крупа, сено и т. д. – разложена на блюдцах);
- расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках разных животных: белки, мыши, лисы, козы, зайца и др. Рассмотреть картинки с их изображением, рассказать и прочитать книги В Сутеева, С. Маршака, К. Чуковского и других писателей о животных, об отношениях людей к ним:
- поиграть в настольно - печатную игру «Большие и маленькие» с целью закрепления знаний о животных и их детенышах;
- предложить каждому ребенку сравнить две игрушки. Например, белую мышку и белого зайца, спросив " кто это» как узнал?
Выслушав рассказ каждого ребенка о кошке, котенке, которые живут в семье, спросит: кто живет? Где спит? Что ест? Кто кормит? И т. д.
Итак, подготовительная работа помогает воспроизвести в реальной жизни ребенка те связи, которые он должен будет установить в картине и объяснить в монологической речи.
Остановимся на приемах обучению рассматривания картины.
Перед детьми ставиться задача: найти в группе предмет, который принес, например, мишка (ведро такого же цвета и размера, как на картинке. Клубок ниток и т. д.) Интерес к этому предмету воспитатель вызывает заранее. Еще до прихода малышей в детский сад он сажает игрушечного мишку на свой стол, рядом ставит ведерко или кладет клубок. Предмет привлекает внимание ребятишек. И они спрашивают: "зачем пришел мишка? Зачем ему ведро?» Педагог отвечает: «Наверное, мишка пришел на занятие. Может быть у него что-нибудь не получается?» Этот ответ вызывает у детей любопытство. Поэтому приглашение воспитателя: «Пора убирать игрушки. Мишка ждет» - делает переход от игры к занятию мотивированным, значимым.
Малыши поглаживают мишку, сочувствуют ему: «Что у тебя опять не получилось?» Такой эмоциональный настрой педагог поддерживает особой организацией первой части занятия: дети непринужденно окружают мишку, стоя разговаривают с ним.
В ответе мишки: «я нашел ведро, но не знаю, чье оно» - заключена воспринимаемая детьми познавательная задача. Воспитатель вносит картину и спрашивает: «Посмотрите, есть ли такое ведро на картине?»
Как правило не все малыши сразу узнают предмет на картине. И ответы раздаются не одновременно. Но если ребенок увидел предмет, то ему хочется назвать его в слух, даже дотронуться. Не следует сдерживать детей. Гасить запретами радость узнавания. Такое поведение дошкольников нельзя расценивать как неорганизованность. Это нормальное деловое поведение в процессе учебной деятельности, подтверждающее, что все малыши включились в занятие.