Виктория Попкова
НОД «Звук [У]» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 9 Тема: Звук [У]
Цели: расширение представления о звуке [У] и букве У; закрепление умений определять
положение звука в слове, отличать от других, близких по артикуляции звуков; развитие
фонематического слуха, опыта применения дифференцированного подхода в звуковом
анализе слов; развитие связной речи, памяти, внимания, воображения.
Наглядность:
- иллюстрации в пособиях;
- обозначение звука [У];
- картинки на звук [У] в словах;
- прописи.
Публикация «НОД „Звук [У]“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Собрались все дети в круг; Я - твой друг и ты мой друг, крепко за руки возьммся и друг
другу улыбнмся.
Ход занятия.
I. - Чем отличаются звуки [И] и [Ы](американская улыбка звук- и, русская – звук ы)
- Назовите слова со звуком [Ы], мыло, часы, мышка, бобры, ножницы, лыжи, дым, губы,
зубы, язык, дырка.
- а потом со звуком [И], кубики, сито, иголка, спички, кисточка, будильник, коньки, рис,
изюм, ириска, Иринка, ослик.
- В каких словах слышатся оба звука? (Ножницы.)
- Кого фотографировал Лиснок? (обезьянку)
1) История про Ёжика, Лиснка и Мудрую Сову.
Обезьянка, мечтавшая стать фотомоделью, ещ бы долго крутилась перед фотоаппаратом,
если бы в воздухе не раздалось протяжное и громкое: «У-У-У.». «Что это такое?» -
испугался Лиснок, чуть не опрокинув при этом штатив фотоаппарата. «Не обращай
внимания и продолжай сво дело, - махнула лапкой мартышка. - Это всего лишь гудит
пароход».
«Как это не обращай внимания! - возмутился Ёжик. - Где-то рядом есть настоящий
пароход, а мы тут тратим время впустую». И Ёжик решительно направился к реке, а Мудрая Сова и Лисенок последовали за ним.
Около последнего дома на этой улице у причала стоял пароход и призывно гудел,
приглашая путешественников прокатиться по реке. Из домика навстречу игрушкам вышел капитан. Он поприветствовал своих гостей, разрешил им поиграть в матросов, а потом долго-долго катал по реке на своем пароходе.
- Как гудит пароход?
- Сегодня мы поговорим о звуке [У].
2) Дидактическая игра на выявление звука [У] в словах.
II. 1) Работа с рисунком
- Найдите на рисунке звук [У]. Что он делает? (подат сигнал)
- Перечислите на рисунке предметы, в названии которых слышится этот звук. (Труба,
улей, удочка, трубка.)
Воспитатель также обращает внимание детей на фигуру самого капитана и предлагает им назвать части тела, предметы одежды, в названии которых слышится звук [У].(Губы, усы, ухо, туловище, рука, пуговицы, фуражка).
- Картинка, где изображено, как гудит пароход, обозначает звук [У].
- Что делают губы во время произнесения этого звука? (Губы вытягиваются в
трубочку.)
- При каком ещ звуке губы вытягиваются в трубочку? (При звуке [О].)
- Произнесите перед зеркалом: «У-О-У-О».
- Чем отличаются трубочки при звуках [У] и [О]? (При звуке [У] трубочка узкая, а при
звуке [О] - широкая.)
2) Работа с рисунком
- Назовите картинки и скажите, какой звук есть в каждом слове. (утка, сумка, муха, жук,
стул, кенгуру)
- Назовите три самых коротких слова (жук, лук, стул, одно самое длинное (кенгуру).
- Название какой картинки начинается со звука [У]? (Утка.)
- В каком слове звук [У] слышится два раза?
- В каких частях слова кенгуру находится этот звук? (В середине и в конце.)
Упражнение «Ладонь, кулак, ребро»
3) «Отгадай загадку». (Дети на лепестки ромашки прикрепляют отгаданные загадки, при этом
ещ раз называем слово)
- Какой звук должен быть в каждой отгадке? (Звук [У].)
Наклонилась над рекой -
уговор у них такой:
обменяет ей река
окунька на червяка.
(удочка)
Пстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.
(Утка)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе е везт,
Очень медленно ползт.
(Улитка)
По полотняной стране
по реке Простыне
плывет пароход
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Удивительный ребнок:
Только вышел из пелнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)
Это кто там
лентой чёрной
по реке скользит проворно?
(Уж)
- О чм были загадки?
- В какой части этих слов слышится звук [У]? 4)
Физкультминутка.
- Название какой птицы начинается со звука [У]?
Ребята мы с вами должны помочь пассажирам на станции У. Уже подошл поезд, а
пассажиры не умеют читать и не знают в какой вагон им нужно сесть. Давайте поможем
им рассесться по вагонам. (Дети определяют положение звука в слове : начало, середина
конец).
Уточка
Дети: Уточка луговая, Серая полевая, Где ты ночку ночевала?
Утка: Под кустиком.
Под берзкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
(Выбирается уточка. Дети, следуя за уточкой, должны выполнять все е движения:
переваливаться с ноги на ногу, идти гусиным шагом, имитировать плавание, совершая
круговые движения руками перед грудью.)
IV. 5) Работа с рисунком
- Кто изображн на рисунке?
- Как подат голос собака («гав-гав», лошадь («и-го-го», корова («му-у»)"? И т. д.
- Отметьте крестиком тех, кто подат голос со звуком [У]. (Дети помечают корову,
свинью, петуха, кошку.)
- Какая лесная птица тоже подат голос со звуком [У]? (Кукушка.)
6) Знакомство с буквой У
- Это буква У. Какой звук она обозначает?
- Чем буква У отличается от звука [У]?
Выложите букву У при помощи
1. Счетных палочек
2. Пробочек, камушков.
3. При помощи ниточки и бархатной бумаги.
- Заштрихуйте эту букву красным карандашом.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
(Е. Тарапан)
- Почему в стихотворении сказано, что на букву У можно повесить пальто? (Потому
что она похожа на вешалку.)
- На что еще похожа эта буква?
- Превратите с помощью цветных карандашей эти буквы У в зонтик, веточку и улитку.
Физминутка по выбору детей.
7) Работа с рисунком. Помоги Пчелнку добраться до улья.
V. - О каком звуке мы сегодня говорили?
- Чем он отличается от звука [О]?
- В какие игры играли?
Что вам понравилось на занятии больше всего, что вам было не понятно?
Кто из вас хочет позвонить маме и рассказать, что интересного он сегодня узнал?