Нина Деменёва
Конспект НОД «Речные жители» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы на тему :
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Речные жители»
2. Цель - систематизирование знаний об экологической системе пресноводного водоёма (реки)
3. Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Речные жители“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Образовательные:
• закреплять знания о пресноводных обитателях рек, знакомить с сезонными изменениями в их жизни;
• обобщать признаки принадлежности к рыбам, птицам, животным;
Развивающие:
• развивать умение классифицировать рыб, птиц, животных;
• закреплять умение сравнивать водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр с не водоплавающими;
• развивать логическое мышление, память, внимание;
• совершенствовать устную речь;
• активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать бережное отношение к природе;
4. Планируемые результаты
Дети имеют представление о сезонных изменениях в жизни обитателей реки в период предзимья, с опорой на модель называют признаки рыб, птиц, животных. Могут назвать приспособления водоплавающих птиц к жизни в водной среде.
5. Организация среды для проведения занятия
Ноутбук для прослушивания звуков природы (река, панно-изображение реки, знак-предупреждение с восклицательным знаком красного цвета, плоскостные фигуры Ерша Ершовича, рыб, птиц, животных. Модели строения рыбы, птицы, млекопитающего. Плакат с изображением приспособления водоплавающих птиц к водной среде обитания, пазл щуки, рабочие листы-лабиринты «Помоги ершу добраться до ершат»;
6. Подготовка к образовательной деятельности
Рисование рыб, лепка водоплавающих птиц, изготовление поделки из шишки с добавлением пластилина «Рыбка», чтение потешки про ершей, гусей «Жили у бабуси», составление рассказов о реках Пскова «Река, речка, реченька».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему
Мотивация деятельности детей Ёрш Ершович в центре экологии, на экране картинка к потешке «У реки камыши расплескались там ерши…». Звучит аудиозапись звуков природы – плеск и журчание воды.
В: Ребята, послушайте, кто это плещется?
В: Узнаёте, кто это?
Д: Рыба. Ёрш.
В: Ребята, мне кажется, он чем-то обеспокоен? А вам не кажется? (Ответы детей).
Ерш показывает детям записку:
Ребята, мне моя бабушка рассказывала о том, что кроме друзей у нас, рыб, много врагов. Которых нужно остерегаться. Но я не знаю, как они выглядят, мне очень страшно. Помогите, пожалуйста, их распознать. Мне нужно целым и невредимым добраться до ершат, ведь скоро осень закончится, не реке станет лёд и всю зиму ершата будут без меня, кто им подскажет, от кого лучше спрятаться, а кому можно доверять?
В: Ребята, а вы знаете, кто может угрожать ершу? (Ответы детей).
В: Ну, что, поможем ершу определить, как они выглядят?
Д: Да.
1.2. Создание проблемной ситуации В. : Но сначала, нам нужно разобраться, где живет ёрш. Как вы думаете, у нас в группе есть что-то, что напоминает место его обитания?
(дети находят в группе панно, изображающее реку с берегами)
В: Ребята, как вы думаете, что это?
Д: Река.
В: Ерш может жить в реке?
Д: Да.
В: А как вы думаете, какой у реки характер?. какое течение?. берега?. вода?. (Ответы детей).
В: Какие вы молодцы, сколько интересного знаете про реки! Ребята, как вы думаете, кто может быть самым близким и опасным для ерша? (Ответы детей).
Мы сделаем памятку для ерша и ершат с изображением тех, кого следует опасаться.
Прикрепляет знак «ОПАСНО!» с восклицательным знаком.
II. Основная часть
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний и умений. Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу «Рыба».
В: Ребята, посмотрите, здесь какая-то таблица, может она нам поможет разобраться.
Д: Имеют обтекаемую форму тела, дышат с помощью жабр (показывает картинку)
Д: Имеют плавники и хвост (показывает картинку)
Д: Тело их покрыто чешуёй (показывает картинку)
Д: Появляются на свет из икринок (показывает картинку)
В: Пока они растут, как их называют? (мальками). Кто же это?
Д: Рыбы.
В: Верно, а названия, каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
В: Ребята, ведь среди рыб у ерша есть не только друзья, но и враги – хищники, которые могут его съесть. Определить, как они выглядят, поможет нам ….
Собирают пазл рыбы-щуки, прикрепляют его на панно
В: Молодцы, ребята! Мы помогли ершу определить, как выглядит один из тех, кто может ему угрожать.
Дидактическая игра «Мемори. Птицы». Карточки с изображением птиц лежит на столе картинками вниз.
В. : Вспомнить, кто же еще может угрожать ершу, нам поможет игра «Мемори» или «Память». По правилам нужно по очереди переворачивать по две картинки и собирать пары одинаковых.
Находят все пары, побеждает тот, у кого больше парных картинок.
В. : Ребята, вы можете назвать этих птиц для ерша?
Д. : Гусь, лебедь, утка, чайка, воробей.
Воспитатель обращает внимание на модель птицы: клюв, два крыла, две лапы с тремя пальцами вперёд и четвёртым, обращённым назад, перья, яйцо.
В. : Как одним словом можно назвать всех тех, кто изображён на карточках?
Д. : Птицы.
В. : Ребята, можете назвать, что есть общее у птиц?
Дети перечисляют, опираясь на модель «Птицы».
В. : Правильно, ребята, молодцы, вы все, характерные для птиц признаки, назвали. Но всех ли этих птиц ершу следует опасаться? Как вы думаете, кто здесь лишний?
Дидактическая игра «Пятый лишний».
Д. : Воробей.
В. : Можете вы объяснить ершу, как выглядят птицы, опасные для него? Чем они отличаются от тех птиц, которых не стоит бояться?
Воспитатель обращает внимание на плакат «Приспособленность водоплавающих птиц к жизни в водной среде».
В. : Как вы думаете, что помогает птицам жить в воде?
С опорой на плакат дети называют.
Д. : 1. Водоплавающие птицы умеют плавать и нырять.
2. Лапы с перепонками между пальцами, близко расположены к хвосту, поэтому у них неуклюжая походка.
3. Клюв широкий, имеющий по бокам роговые пластинки, способный процеживать воду.
4. Перья водоотталкивающие (смазаны жиром).
5. Птицы, питаются рыбой.
В. : Молодцы, ребята, теперь ёрш понял, каких птиц ему следует остерегаться.
Прикрепляют к панно фигурки водоплавающих птиц.
В. : Осенью перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Физкультминутка «Стая птиц»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Воспитатель подводит детей к модели млекопитающих.
В. : Ребята, мы с птицами летели и оказались у кого-то в гостях. Помогите нам с ершом разгадать загадку, расскажите о ком эти рисунки?
Д. : Четыре лапы, пасть с зубами, тело покрытое шерстью, кормят детёнышей молоком. Мы в гостях у животных.
В. : Здесь какое-то письмо… «У реки живут разные зверьки» (читает, открывает картинки после верной отгадки)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход.
(Бобры)
Быстро плавает, ныряет,
И в воде не намокает,
Рыбку ловит и съедает,
Иногда и отпускает,
В "кошки-мышки" с ней играет.
(Выдра)
В. : Как вы думаете, ребята, посоветуем мы ершу кого-то из этих животных опасаться и почему?
Д. : Выдру, потому что она хищная, ест рыбу. А бобры – травоядные, они рыбу не едят.
Прикрепляют к панно фигурку выдры.
В. : Ершу нравится памятка, которая у вас получается. Все ли опасности мы вспомнили? Ничего не забыли? Кто ещё может находиться у реки и представлять опасность для ерша?
Д. : Люди, рыбаки.
В. : Верно, людям полезно питаться рыбой, поэтому её ловят. Можете рассказать ершу, как выглядят люди, которых ершу лучше оплывать стороной? Как узнать рыболов человек или нет?
Д. : У рыболова в руках удочка, сачок или сеть.
Обращает внимание на картинку «Сколько рыб поймал Корней?»
В. : Вот Корней-рыболов,
А у ног лежит улов.
Сосчитайте, сколько штук
Он поймал зубастых щук?
Сколько выловил Корней
Полосатых окуней?
Считают и составляют пример из цифр и знаков 6+1=7
В. : Вот сколько рыб может поймать рыболов на уху.
Прикрепляют фигурку человека с удочкой к панно.
В. : Знаете, ребята, к сожалению, есть люди-рыболовы, которые опасны не только для ерша, но для природы в целом. Таких людей даже близко не хочется пускать к реке.
В. : Как выглядят браконьеры? Вы слышали о них? Можете вы рассказать о них ершу?
Д. : Браконьеры не любят природу и не заботятся об её охране, они ловят рыбу сетями, про которые забывают, и глушат динамитом.
В. : Как вы думаете, чем опасен браконьерский лов рыбы?
Д. : Рыбы погибают и могут совсем исчезнуть, тогда хищным птицам и животным будет нечего есть, и они погибнут.
В. : В природе всё связано со всем, нарушать равновесие опасно для всех.
Прикрепляют фигурку браконьера.
В. : Ребята, вы молодцы, составили памятку об опасностях для ерша, с которой он может отправиться по лабиринту рек и ручьёв в путь к ершатам пока река не покрылась льдом.
Показывает лист с лабиринтом.
В. : Смотрите, какой сложный путь предстоит преодолеть ершу. Вы сможете найти выход и помочь ершу добраться до ершат?
2.2. Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель раздаёт карточки-лабиринты «Помоги ершу добраться до ершат»
В. : Ребята, сначала попробуйте найти дорогу тупым концом карандаша, когда убедитесь, что дорога без опасностей для ерша, нарисуйте её карандашом.
(дети рисуют дорожки в лабиринте)
В. : Молодцы, ребята, ёрш не ожидал, что вы столько знаете о его соседях. Расскажите, кого надо обойти в лабиринте.
Д. : Гуся, щуку, браконьера, выдру.
III. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей
Дети вручают панно и лабиринт с дорогой ершу.
В: Ребята, какие мы молодцы! Сделали такую памятку для Ерша Ершовича. Помогли ему найти путь. Теперь он знает как выглядят те, кто может угрожать его жизни и будет их остерегаться.