Елена Сызранцева
Конспект НОД «Посуда вчера и сегодня» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в старшей группе "Посуда вчера и сегодня" МБДОУ -детский сад "Берёзка" р. п. Лысые Горы Лысогорского района Саратовской области, воспитатель: Сызранцева Е. Е.
Познавательное развитие.
Основная образовательная программа МБДОУ д/сад «Берёзка» с учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
Возрастная группа: старшая группа
Публикация «Конспект НОД „Посуда вчера и сегодня“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Тема НОД: «Посуда вчера и сегодня»
Цель: создание условий для формирования у детей целостного представления о посуде, её многообразии по материалу и назначению.
Задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения и развития посуды.
• Формировать у детей представления о том, какая посуда была раньше, познакомить с новым атрибутом – чугунком и ухватом.
• Развивать декоративное творчество, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.
• Развивать у детей любознательность, основные психические процессы (память, внимание, мышление). Развивать интерес к народным играм.
• Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
• Приобщать детей к истокам народной культуры.
Виды деятельности: игровая, ситуативный разговор, общение со взрослыми, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.
Оборудование: фото старинной посуды, серебряные ложки, чугунок, ухват, деревянные ложки по количеству детей и мешочки для ложек, краски гуашь, кисти, тряпочки, стаканы для воды. Куклы: Знайка и Незнайка. Макет печи.
Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций о посуде, русская народная игра «Горшки».
Ход НОД:
Ребята, к нам пришли гости. Скажем: «Здравствуйте!».
1. Вводная часть
- Сегодня к нам в гости пришёл ещё учёный – малыш по имени Знайка.
-Как вы думаете, почему его так зовут? Правильно, он всё знает.
Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: - Знаете ли вы, что есть вещи и предметы, далёкой старины, без которых люди не могут обойтись в жизни?
Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте! Что это вы тут собрались? Почему меня - знаменитого Незнайку не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.
Знайка: Знаешь ли ты, Незнайка, что есть вещи и предметы, далёкой старины, без которых люди не могут обойтись в жизни?
Незнайка: Я, без чего я не могу обойтись? Да, знаю, что не знаю.
Знайка: Тогда отгадайте загадку:
Сама не ем, а всех людей кормлю. Что это?
- Ребята, помогите Незнайке. Что это?
Правильно, это ложка.
Знайка: А кто знает для чего нужна ложка? Правильно, для еды.
Незнайка: А что можно ею кушать? Правильно, это суп, кашу, щи…
Знайка: А вот давным - давно на Руси у людей не было таких ложек совсем.
Незнайка: Очень хочется узнать, с помощью чего ели раньше?
Знайка: Я предлагаю всем отправимся в путешествие, в далёкую старину, и тогда узнаем рождение ложки.
- А давайте отправимся в это путешествие на самолёте.
- Расправим крылья и произнесём такие слова:
«Самолёт летит, самолёт гудит: У-У-У – мы летим в далёкую старину».
Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.
-Ребята, мы приземлились в музей истории ложек.
– Давайте по удобнее сядем и послушаем интересную историю.
2. Основная часть
-Одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что на нём осталось, например мясо или овощи.
Дети рассматривают образцы ложек
-Первую ложку человек вытесал из камня. Она была тяжёлая и неровная. Она обжигала губы, ведь камень быстро нагревался и держал тепло.
-Потом появились ложки из кости животного. Они были лёгкими, гладкими, уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
-Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра.
-Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи.
Незнайка: Я могу на ощупь определить, из чего же они сделаны?
Определи на ощупь. -Вот возьмите ложки на ощупь определите, из чего же они сделаны? Правильно, из дерева.
-Лёгкие или тяжёлые? Правильно, лёгкие.
-Правильно. Вот такими ложками ели раньше простые бедные люди.
- Да и носили ложки в специальном мешочке у пояса. Ложки всегда носили при себе, за поясом. В гости ходили тоже со своей ложкой.
Повяжи мешочек.
-Выйди, Артемий, ко мне, я тебе повяжу мешочек.
И положи в него ложку рукояткой вверх.
-Я приготовила для каждого такой мешочек.
- Сейчас мы вам их повяжем.
- Кладите все туда ложки рукояткой вверх.
Дети подходят и подвязывают
-Потом народные умельцы стали ложки расписывать и раскрашивать. Достаньте ложку из мешочка и посмотрите, какие они стали яркие, красивые, расписные.
-Умельцы были рукодельные и расписывали их в ручную: вырезали из липы,пропитывали льняным маслом,сушили и раскрашивали.
-Давайте рассмотрим, что же нарисовано на ложках?
Правильно, цветы,ягодки,травка, рыбки.
- Умельцы не только украшали ложки но и сочиняли песни, потешки о них. Может кто-то знает из вас потешку о ложке? Раскажите.
В плошку налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшки румяные.
- Ребята, давайте оставим эти ложки в «музее истории ложек».
-До сегодняшнего дня остались ложки из серебра. Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложку малышу, у которого появился первый зубик.
- Прошло много времени, сегодня
-Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? Правильно, из металла.
- А какие они – тяжёлые или лёгкие? Подержите ложку в руках, какая она? Правильно, ложка тяжёлая.
-Вы можете её сравнить с деревянной. Какая легче? Правильно, деревянная.
-Кто знает, какие бывают ложки по размеру? Правильно, большие и маленькие, маленькие для чая, большие для каши и супов.
-Правильно вы мне ответили.
-Сейчас деревянные ложки служат как музыкальные инструменты.
Знайка: Ребята, а вы знаете, как нужно держать ложки, что бы получился звук? Нужно ложки держать вот так – щёчка к щёчке.
Это выпуклое место называется щёчка.
Незнайка: А, давайте надуем свои щёчки и потрогаем, какие они у нас выпуклые, а указательный палец положить между рукоятками ложек. Ручка у ложки называется рукояткой.
Знайка: - Я хочу задать вам вопрос. На чем сегодня ваши мамы варят обед и ужин? (на плите)
-Ребята, давайте, покажем нашим друзьям плиту.
(Дети идут к диванчикам, макетам)
Знайка: А какие у вас дома плиты? (газовые, электрические)
Незнайка: А вот раньше не было таких плит.
-Как вы думаете, на чем готовили еду в старину? Правильно, на печке, на костре.
-У меня для вас есть загадка:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
-Скажите, может быть вы где-то видели печь?
-Я для вас приготовила макет печи. Правда, она маленькая.
-Ребята, а в чём ваши мамы готовят обед?
В чём варят кашу, щи? (В кастрюлях).
-А раньше кастрюль не было. Суп и кашу варили вот в таких горшках. Назывался такой горшок-чугунок.
Чугунки были разных размеров. Подержите, тяжёлый или лёгкий? Правильно, тяжёлый.
-Чугунок ставили в печку, а когда он нагревался, его из печи доставали ухватом, чтобы не обжечь руки. А вот и ухват.
- Хотите подержать? После я разрешу вам каждому подержать ухват с чугунком.
-А вот и современный чугунок. В нём можно готовить на плите и в духовке. Как называется этот горшок? (чугунок)
- А чем вытаскивали чугунок из печи? (ухватом) - Молодцы.
(Вспомнить правила игры, рассматривая горшок)
Дети играют в русскую народную игру «Горшки"
Подвижная игра «Горшки»
-Вот и поиграли дружно.
-Предлагаю отправиться в творческую мастерскую, к умельцам.
- Как много здесь ложек. Но что же в них не хватает?
Правильно, они не раскрашены.
- Скажите, а какую мы использовали роспись?
- Правильно, ложки расписывают только хохломской росписью.
- Правильно, мы уже нанесли на ложки жёлтый тон, который присутствует только в хохломе.
Дети ушными палочками дорисовывают ягоды – смородину. Работа детей.
Знайка хвалит детские работы. Все молодцы.
3. Заключительная часть
Незнайка: Друзья, спасибо вам за интересный рассказ.
И мы теперь знаем, какая посуда была вчера и сегодня.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, а нашим друзьям в свою сказочную страну.
Дети садятся на стульчики.
-Как называется этот горшок? Правильно, чугунок.
- А чем вытаскивали чугунок из печи? Правильно, ухватом.
-Если ложка сделана из дерева, то она какая!
Правильно, ложка деревянная.
Из камня (кости, бронзы, серебра, металла, пластмассы, дерева, то она какая? Правильно, каменная, костяная, бронзовая, серебряная, металлическая, пластмассовая, деревянная … Молодцы.
-С тех пор менялась мода, но цель оставалась прежней:
есть аккуратно и красиво!