виктория ильина
НОД по ИЗО с элементами социо-игровых приемов обучения дошкольников — лепка сюжетная, композиция «Спортивный праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Тополёк»
Пушкинского муниципального района
Подготовила и провела:
Воспитатель 6 группы Ильина В. В.
Участники: воспитанники 6 подготовительной к школе группы
Дата проведения: 14 марта 2016г.
Место проведения: группа №6
МБДОУ детского сада №17 «Тополёк»
г. Пушкино
Московская область
Публикация «НОД по ИЗО с элементами социо-игровых приемов обучения дошкольников — лепка сюжетная, композиция „Спортивный праздник“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Спорт. Рисование, лепка, аппликации
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
НОД. Занятие по ИЗО с элементами социо-игровых приемов обучения дошкольников. Лепка сюжетная, коллективная композиция на тему «Спортивный праздник».
В подготовке занятия мы руководствовались принципами социо-игровой педагогики. А именно, я разделила группу детей из 23 человек на 4 микрогруппы (6+6+6+5). Мы передвигали столы, ребята расшумелись, но я признала шум «непродуктивным» и призвала детей немного потерпеть, пока они будут рассажены, обеспечены всем необходимым материалом (салфетки для лепки, пластилин, стеки, ксерокопии странички из книги И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» с инструкциями как вылепить фигурку человека, лошадь). Затем сам воспитатель демонстрирует ход лепки фигурок пошагово, ребята повторяют – так готова первая партия фигурок человечков, которых для праздника нам понадобится немало.
Итак, я разъяснила детям, что работа в таких группах отличается от инивидуальной работы на местах. Дошкольники быстро оценили перспективу и притихли в ожидании.
Каждому столу (состоящему из 3х сдвинутых столов) дается право выбора предмета лепки. При том, что каждый ребенок лепит что-то свое, его работа является частью общего замысла, который обсуждается ребятами, сопровождается «продуктивным» шумом, и выставляется в общем панно коллективной композиции. В нашей группе композиция была обыграна авторами и зрителями, ведь Спортивный праздник – это действо, между его участниками возникают отношения соревновательности, рождаются сюжеты (борцы на ринге, скачки, гонки, гимнастические упражнения и т. д.).
Отмечу особо, в ходе работы стихийно выделились лидеры каждой группы. Шестерки делились на микрогруппы 3+3, временные пары 2+4, что, на мой взгляд, помогает детям обнаруживать, высказывать и сравнивать большее число своих мнений, не «застревая» на том варианте, который был высказан первым. Я также удостоверилась, что детей на занятии увлекают возможность проявлять свою инициативу и направлять ее на формирование своих новых представлений или на применение тех, которые уже были сформированы. Таким образом мы создаем условия, при которых вытесняем традиционный подход, основанный на прочной диаде «ребенок-воспитатель» и оценивающей роли педагога. А рассаживая ребят в группки и давая им творческие задания, требующие обсуждения и принятия совместных решений, мы позволяем каждому ребенку выяснить собственные возможности, потенциал, а это дорогого стоит!
Автор справочно-методического пособия Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников, В. М. Букатов вывел самый простой вопрос о прошедшем занятии – «По живому или нет?». Мы, педагоги, иногда бываем зашорены или, наоборот, окрылены новыми методиками, идеями, но детей трудно увлечь провозглашением педагогических целей,- пишет он. Для них результативность выражается интересом к занятию, желанием продолжения игры на тему прошедшего занятия, живым блеском в глазах, наконец. На наш общий, меня и ребят, взгляд, все прошло «по живому». Подобные удачи окрыляют и самого воспитателя, добавляя драгоценную находку в индивидуальную копилку педагогического опыта.
Теперь традиционное изложение содержания деятельности. Размышляя в ключе социо-игровых приемов-методов, оговорюсь, что цели и задачи педагог держит исключительно в голове, не озвучивая их детям. Это помогает собраться, но одновременно помогает и в импровизации. Например, в ходе нашего занятия образовался картинг с машинками. В микрогруппе было больше мальчиков, и они определили лепить гоночные кары и судью.
Задачи. Учить детей составлять из вылепленных фигурок коллективную композицию. Закреплять способ лепки из цилиндра (валика, надрезанного с 2х концов. Продолжать учить разнообразные движения человека (бег, прыжки, элементы борьбы, верховая езда) и несложные взаимоотношения между действующими лицами сюжета (скрепление рук, размещение друг за другом или рядом). Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению. Учить взаимодействию внутри микрогруппы : высказывать свое мнение и слушать других. Настаивать, уступать, радоваться успехам соседа и всей группы в целом. Развивать эмпатию и умение работать в коллективе, лидером которого является не-взрослый.
Материалы, оборудование. У детей: пластилин, стеки, мелкие пуговички и бисер для оформления маленьких деталей; клеенка, салфетки. У воспитателя то же, плюс лист плотной бумаги - композиционная основа для расстановки фигур, карточки со схематичным изображением последовательности лепки фигур.
Интеграция разных видов деятельности. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о спортивных играх и соревнованиях. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Анализ особенностей фигуры человека, соотнесение по величине и пропорциям как частей одной фигуры, так и величины 2-3 фигурок.
Самостоятельная деятельность детей. В свободное время дети по своему желанию изменяют позы лепных фигурок, включают их в другие виды соревнования и дополняют сюжетную композицию новыми лепными фигурками.
Художественное экспериментирование. Дети осваивают и самостоятельно изобретают способы передачи движения фигурок, вылепленных из пластилина или скрученных из проволоки. Исследуют варианты движения кукол с подвижными частями тела. Педагог предлагает детям передать разные движения схемами или наоборот – показать позу (движение, ориентируясь на знак, символ, фотографию.
Взаимодействие педагога с семьей – воспитатель беседует с родителями о значении активного отдыха для здоровья детей и развития семейных отношений.
Содержание деятельности. Педагог рассаживает ребят в микрогруппы. Короткая беседа о том, что такое спортивный праздник : какие соревнования проводятся, что делают спортсмены во время состязаний. Одновременно показывает и раздает карточки со схематическим изображением человечков в движении (бежит, прыгает на двух ногах, на одной ног, в мешке, скачет на лошади, борется с противником) и предлагает принять такие же позы – желательно в парах. Дети поочередно выполняют упражнения, остальные в это время наблюдают за движениями и позами. В ходе игры взрослый обращает внимание детей на положение рук и ног, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения.
Педагог демонстрирует пошаговую лепку человечка, ребята работают одновременно с воспитателем. Затем он предлагает ребятам договориться между собой о виде спорта, композиционном расположении той части спортивного праздника, который они будут лепить. Ребята самостоятельно ищут способы передачи движения. Той группе, которая выбрала вылепить фигурки всадников на коне, проводится дополнительная консультация.
Дети договариваются о размере лепных фигурок, объединяются в пары, выбирают цвет пластилина.
Когда группы говорят о готовности своих сюжетов, воспитатель показывает основу коллективной композиции, поясняя, что это спортивный стадион, на котором наши человечки будут состязаться в силе, ловкости, скорости. В конце занятия ребята переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию, воспитатель подписывает площадки. Ребята обыгрывают сюжеты соревнований, которые они придумали. Занятие окончено, панно вынесли на всеобщее обозрение, всем спасибо, до новых встреч! А сами дети наводят порядок и моют руки.