Рафиля Ризванова
Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. Поэтому я поставила перед собой задачу: подобрать эффективные игровые упражнения по дифференциации звуков, смешиваемых в речи детей.
Публикация «Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Представляю вашему вниманию несколько изготовленных мной игр и игровых упражнений, направленных на умение различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
1. «Выложи узор».
Данное упражнение позволяет не только сформировать умение различать смешиваемые звуки на слух, но и развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение). Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш (Л и Р) их символ. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения.
2. «Звуковые дорожки».
Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.
3. «Собери бусы»
Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р.
4.«Выбери домик»
В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.
5. "Редактор"
Идея взята из "Игрового полигона логопеда для дифференциации звуков С – Ш на слух и в собственной речи".Я подобрала необходимые картинки в интернете в разделе "Раскраски", уменьшила их до нужного размера и распределила на странице в Microsoft Word.
Инструкция логопеда : «Когда ты будешь называть нарисованные предметы, зачеркивай те,название которых начинается на звук с (ш)».
Усложненные вариант: «Зачеркивай картинки, которые начинаются на звук С и обводи в
кружок те, которые начинаются на звук Ш».
Данное упражнение позволяет не только сформировать умение различать в собственной речи смешиваемые звуки (С-Ш, но и развивает зрительное внимание и память.
6. «Собери картинку»
Перед ребенком игровое поле с 12 картинками, содержащими оба смешиваемых звука. Рядом с полем разложены 12 маленьких карточек с этими же картинками. Надо взять в руки одну карточку, без ошибки произнести слово, изображенное на ней, а затем положить её на аналогичную на игровом поле, лицом к лицу. С обратной стороны карточки будет фрагмент большого изображения. Когда ребенок правильно произнесет все слова и положит все картинки на свои места, получится иллюстрация из мультфильма.
Имеющиеся игровые упражнения в арсенале логопеда помогают разнообразить работу на этапе дифференциации звуков, делают задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными и привлекательными, повышают эффективность работы.