елена лежнина
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлении у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Математика играет важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта ребенка. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлении у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Индивидуальный подход в проведении образовательной деятельности по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у них математических знаний. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложненном.
В начале учебного года я считаю наиболее продуктивным использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлении у дошкольников игры с песком.
Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
С помощью игр с песком у детей младшего возраста можно успешно развивать, представления о форме, цвете, размере, длине, расширяется речевой запас, развивается внимательность, сообразительность, интерес к познавательной деятельности, а так же развивается мелкая моторика.
Например, для изучения формы круг и квадрат воспитатель может изготовить две фигуры из песка, после чего дети называют их.
Так же песок это прекрасная доска для рисования. Для изучения линии длинная, короткая можно палочкой рисовать на песке вместе с детьми.
Можно чередовать форму куличей : круглый, вытянутый, круглый, вытянутый. У нас это были вагончики и поезда. Такое чередование просто на слух и дети правильно добавляют недостающие элементы.
Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми.
В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке.
Одна из таких игр которую мы предложили родителям называется «Чьи следы?»
Разложите перед ребенком песочные формочки и попросите его отвернуться или закрыть глаза. В это время на ровном песке оставьте оттиск одной из этой формочки. Ребенку необходимо по оттиску найти формочку, которая оставила такой след. Эта игра развивает логическое и образное мышление.
В результате работы в песке, у детей повышается концентрация внимания, мотивация к математической деятельности, развивается речь, логическое мышление, снимается стресс, снижается уровень нервно-психического напряжения и улучшается эмоциональное состояние.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости детей. Если чем-то незначительным отвлекать внимание ребенка, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Так же дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части. Большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел.
Такие математические упражнения способствуют развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.
Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Список литературы
1. 1 Белошистая А. В. - Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение,1992.-192с.
3. Метлина, А. С. Занятия по математике в детском саду : (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя дети. Сада. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1985- 255с.
4. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М. : Просвещение, 1988. - 330 с.
5. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 2. –С. 12-15.