Оксана Юрьевна Ловыгина
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду приоритетней всех остальных. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Формы организации театрализованной деятельности могут быть различными - это:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
· игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
· ролевые диалоги на основе текста;
· инсценировки произведений;
· постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
· игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами"
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражаний.
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической практике предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как: настольный театр; стендовый; верховой; наручный; напольный; театр живой куклы.
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.
Одним из основных приемов развития речи является развитие интонационных средств выразительности речи, который включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно, тембр речи (низкий-высокий, ритм речи, сила голоса (тихо-громко, логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово, эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.
К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности, относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.
· Давайте по очереди попробуем произнести слово «Театр» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.
· Передайте различное смысловое ударение во фразе: «Вы мне утром звонили?».
Следующий прием - это упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы. На занятиях кружка «Театральные ступеньки» с ребятами мы играли в следующие игры:
- изобрази любимое животное,
- изобрази человека любой профессии,
- покажи свое настроение.
Давайте представим, что мы артисты пантомимы. Вам нужно будет изобразить роль, а выбрать ее нам поможет вот этот кубик- веселый человечек
· Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.
· Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.
· Представьте себя могучим дубом.
· Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.
· Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.
· Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься.
· Как падает снежинка.
· Волк крадётся за зайцем – не поймал.
· Кот на солнышке: жмурится, нежится.
· Сосулька.
· Я мыла посуду и случайно уронил чашку
· Как мама наряжается
· Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец
Еще одним средством развития речи дошкольников является театрализованный этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом. На занятии кружка мы с ребятами играли в игру-озвучку фрагмента мультфильма «Терем-теремок».
Обыгрывание хорошо знакомых сюжетов сказок и игровых ситуаций из опыта дошкольников («У доктора», «В парикмахерской», «В магазине» и т. п.) помогает реализовать их творческий потенциал. Для развития креативного мышления, воображения педагог может предложить придумать продолжение сказочного сюжета или передать поведение героя сказки в нестандартной ситуации. Хорошим упражнением для старших дошкольников является игра «Вопрос-ответ». Например, попробуйте ответить на вопросы:
1. О чем ты любишь фантазировать?
2. Какой персонаж из мультфильмов самый смешной? Почему?
3. Если бы твои игрушки могли говорить, что бы они сказали?
4. Как построить самую надежную крепость?
5. Если бы ты придумал какой-то новый праздник, что бы это было?
6. Что делает тебя особенным?
7. Какое воспоминание делает тебя счастливым?
Еще раз хочется подчеркнуть и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а грамотно поставленные педагогами вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. В результате у дошкольников улучшается диалогическая речь, грамматический строй.
Список литературы
1. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». ТЦ «Сфера». Москва, 2006г.
2. Е. В. Парфенова «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности». ТЦ «Сфера». Москва, 2013г.
3. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». АРКТИ, Москва, 2004г.
4. Н. В. Корчаловская «Искусство как средство развития коммуникативно-речевых умений дошкольников». Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Ростов-на-Дону, 2020г.
5. Т. С. Григорьева «Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет». ТЦ «Сфера». Москва, 2012г.