Анна Корнеева
Проектирование образовательного процесса и его освоение с использованием социо-игровых технологий. Практикум для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить знания и представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС, полученные в ходе педагогических часов ;
2. Обучить приемам социоигровой технологии;
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мероприятия
Вступительное слово:
Публикация «Проектирование образовательного процесса и его освоение с использованием социо-игровых технологий, Практикум для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика. Основа социоигровой технологии заложена в словах : «Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов)
Практикум :
1. «МОЁ НАСТРОЕНИЕ». Педагогам предлагаются выбрать геометрические фигуры в зависимости от настроя на восприятие материала. (круг желтого цвета – я знакома с этой технологией и применяю её ; овал синего цвета – я знакома, но не применяю; треугольник зеленого цвеиа– я не знаю данной технологии.
2. Для практической применимости социо – игровой технологии, предлагаю вам несколько игр
. – За окном февральский снег и первая игра будет игрой-приветствием «За окном февральский снег и я желаю вам…». Участникам предлагается продолжить фразу, передавая мяч.
Участникам предлагается разделиться на микрогруппы по принципу, кто в какое время года родился. Количество участников может быть самым разным, тем показательнее будет взаимодействие и внутри микрогруппы и между микрогруппами.
3. Игра «Живой алфавит».
-прошу подойти ко мне от каждой группы человека, имя которого начинается на букву «С»
Лидеру группы даю задание, которое он должен объяснить остальным участникам группы. Каждой микрогруппе предлагается придумать название своей команде и показать его для прочтения. (Время на выполнение задания 3-5 минут).
Блиц-опрос:
-Назовите авторов социоигровой технологии (Букатов,Шулешко)
-Социоигровая технология-это?
Варианты ответов:
-развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. (правильный ответ)
-воспитание культуры здоровья дошкольника
-совокупность проблемных методов в определенной последовательности
-Технология отвечает на вопрос : «Чему учить? Как учить? Зачем учить?»
-Основная идея технологии :
-организация собственной деятельности детей.
-самостоятельное постижение различных проблем
-насекомое. которое использовал Букатов В. М. для работы по социоигровой технологии?
Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики : Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»). Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит. Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться: - по цвету волос, глаз, одежды; - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;- кто на каком этаже живет; - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом.
4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности
5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше
4. игра «Рисунок по кругу»
-Приглашаю к себе от первой группы участника,который родился в первый месяц зимы,от второй-второй месяц весны,от третьей-третий месяц лета,от четвертой-первый месяц осени. Объясняю им задание:на листе бумаги,обозначив в левом верхнем углу свое имя,нарисовать что-то важное для себя. Затем. передать лист своему соседу справа для того, чтобы он продолжил рисунок. Участники группы рисует до тех пор. пока рисунок не вернется к лидеру. Полученный рисунок следует обсудить и определить выступающего для представления всем участникам практикума. (время 5-7 минут)
5. игра «Волшебная палочка»
Игра проводится по две команды. Команды выстраиваются шеренгой,поворачиваются лицом друг к другу.
Задание :участник первой команды называет чувство и передает 2волшебную палочку»участнику второй команды, который должен либо озвучить действие, относительно данного чувства или показать.
Игра проводится в два потока.
6. игра «Составь фразу».
От каждой группы приглашаю к себе каждого пятого участника для объяснения задания.
Задание:взять поднос со словами, из которых необходимо составить предложение-постулат социоигровой технологии и обсудить его. Ведущий практикума проверяет. Далее группы подносами со словами обмениваются,составляя очередную фразу. обсуждают и проверяют друг друга.
-Будьте взаимо вежливы. терпимы и сдержанны!
-Относитесь к неудаче. как к очередному опыту в познании.
-Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего!
-Поддержи. помоги подняться и победить!
Рефлексия: Педагогам предлагаю продолжить фразу «я буду/не буду использовать социоигровую технологию потому, что…»
Закончить мероприятие хочется высказыванием В. М. Букатова «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…»
Желаю дальнейших творческих успехов!