Полина Карпова
Опыт работы на тему «Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется со стороны пространственных отношений и взаимосвязей. Наличие тесной связи конструктивной деятельности с психическим развитием позволяет использовать ее в качестве действенного средства коррекции. Ограниченность возможностей развития логического мышления детей с нарушением интеллектуального развития предполагает целесообразность максимальной опоры на потенциал относительно сохранного образного мышления. Резервом для этого выступают специфические детские виды продуктивной деятельности.
Публикация «Опыт работы на тему „Моделирование игровых ситуаций в процессе обучения конструированию дошкольников с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Темочки
По данным проведенных экспериментов был сделан вывод о том, что у всех детей с умственной отсталостью участвующих в нем, есть значительные трудности в конструктивной деятельности. Следовательно, целесообразно использование различных методов и приемов на занятии по конструированию с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности навыков конструктивной деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития, за счет изменения мотивационного компонента, посредством использования игровых ситуаций на занятиях по конструированию.
После проведения изучения уровня развития конструктивной деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития, была разработана серия занятий по конструированию на основе использования пособий Лиштван, Гаврилушкиной, Гульянц Э. К., Базик И. Я.
На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью на занятиях на глазах у детей строились различные предметы, и дети тут же включались в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы, при этом педагог действовал эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождался объяснениями, комментированием, был насыщен игровыми моментами. Наблюдая за деятельность взрослого, дети знакомились с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинали понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами. Во время конструирования уделялось внимание формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. На занятиях педагог не только строил, но тут же рисовал, наклеивал на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображён в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогало ребёнку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.
Большое внимание уделялось выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога и т. д.) Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает дошкольнику с нарушением интеллектуального развития, постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.
Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете пространственные свойства, которые отражаются в конструкции. В целях сенсорного воспитания детей проводились специальные игры и упражнения на ознакомление с формой, отношениями по величине и пространственному расположению, а также на овладение способами выделения перечисленных свойств в предметных играх.
Игры-занятия со строительными игрушками, учат детей узнавать и различать кубики и кирпичики, ставить детали одну на другую, выкладывать их в ряд, снимать со стержня кольца и надевать их обратно по величине.
На занятиях использовались игры с пирамидкой, в которых под руководством педагога участвуют несколько детей (четверо-шестеро).
В этих играх все действия дети выполняют одновременно и по показу педагога. Общность решаемой игровой задачи сближает, способствуя развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, дошкольники с нарушением интеллектуального развития лучше осознают свои аналогичные действия.
Вот несколько примеров таких игр.
«Разберем и соберем». В этой игре дети объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий стол педагог привлекает их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по игрушке сверху вниз, показывает, как постепенно по мере приближения к основанию раздвигаются руки. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу - самые большие. Взрослый предлагает каждому так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. Затем, обращаясь к одному из детей от имени игрушки, предлагает: «Сними, пожалуйста, мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом. Так постепенно игрушка разбирается. Перед каждым ребенком на столе лежит колечко, а в руках воспитателя - пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры.
От имени пирамидки воспитатель обращается к детям: «Надоело палочке одной стоять, холодно ей без одежды, и позвала она колечки домой. "У кого мое самое большое колечко?"». Если никто не отвечает, можно обратиться к тому, у кого самое большое кольцо: «Пожалуйста, дай мне свое самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш наденет свое кольцо, обратитесь к следующему с той же просьбой: «Отдай, пожалуйста, мое большое колечко». Таким образом, постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игра начинается сначала.
Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравятся малышам. И вот почему. Ребенок знает, что будет делать дальше, и знает, что будут делать его товарищи. Следовательно, он лучше осознает свои действия. Кроме того, преобразования внешнего вида пирамидки - у него на глазах и при его активном участии - наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и о его обратимости. А это уже способствует развитию умственного плана. Самое главное при проведении этой игры - увлечь детей ее содержанием и совместным решением общей задачи. Если у ребенка пропадет интерес, предложите ему заняться чем-то иным и пригласите на его место другого, того, кто изъявит желание.
«Солнышко». Игра эта направлена на формирование устойчивого образа величины предметов независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и ее положения в пространстве соотношение величины колечек остается неизменным. Игра проводится с небольшой группой - пять-шесть детей. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу педагога. Для игры потребуются одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числу участников, включая взрослого. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, из картона оранжевого цвета вырезается круг.
Дети садятся вокруг общего стола. Каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола - картонный круг. Воспитатель обращается к детям с такими словами: «Вот стоят пирамидки и смотрят на вас. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, взрослый снимает колпачок со своей пирамидки и ставит к краю стола. Затем предлагает снять верхнее колечко (обращает внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него - следующее. Когда все колечки сняты и разложены на столе в порядке возрастания, воспитатель старается подровнять ряды колечек, так чтобы лучи, исходящие из центрального круга, получились ровными. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются к краям стола. Взрослый обращает внимание: получилось солнышко с разноцветными лучами; причем каждый игрок сделал свой лучик. Дав детям, возможность полюбоваться солнышком, спрашивает: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Позовем колечки домой, и опять поставим их, как раньше! Какое колечко позовем сначала?». Воспитатель напоминает: внизу, у основания пирамидки, всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и надевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает взрослый. - Правильно, тоже большое, но чуть поменьше, вот такое». И т. д. Так, действуя по образцу, дети собирают свои колечки по уменьшающейся величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки «гуляют, прыгают, кружатся» в руках детей, потом снова ложатся отдыхать. Игра повторяется.
При повторном проведении игры, возможно, уже не придется каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать самостоятельно,- в чем, собственно, и состоит цель.
На проведенных занятиях по конструированию, на которых использовались игровые ситуации, был отмечен повышенный интерес к деятельности, у детей дольше сохранялось внимание, усидчивость, хорошее настроение.
После проведения коррекционно-развивающих занятий был проведен контрольный эксперимент, который показал положительную динамику развития сформированности конструктивной деятельности у детей экспериментальной группы.