Седова Ольга
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области
План самообразования воспитателя
Седовой Ольги Викторовны
«Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещённых умов и добродетельных душ»
К. Г. Гельвеций
Тема, над которой работает детский сад:
Публикация «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
«Реализация задач по ФГОС через систему детской деятельности (экспериментирование, игра, физическая, изобразительная, театрализованная деятельность и т. д., создание развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничество с семьёй»
Цель: создание интегративного образовательного пространства, обеспечивающего полноценное развитие и успешную социализацию дошкольников в соответствии с индивидуальными потребностями ребёнка.
Тема, над которой работаю я: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
___
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи самообразования по теме
Цель:
1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений.
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
_8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2012 /2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования Содержание работы Сроки выполнения Примечания
Организационно-диагностический «Форма и цвет»
1. Проведение дидактических игр:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием :
• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы) В течение учебного года
Количество и счёт».
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП :
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
. 1. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
2. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?»( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
• «Когда это бывает?» - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.)
Чтобы раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела, я провела систему мониторинга работы по этому вопросу на начало года. В своей работе я использовала пособие оценки достижения детей под редакцией Ю. А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ. Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.
Теоретический Доклад «Предметно-развивающая среда в ДОУ с учетом ФГТ»; (на педсовете)
Выставка детских работ: Создала презентаций на темы: «Первые шаги в математике».
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2015-2016___ УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Ноябрь Изучение теории по теме:«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
___ Знакомство с литературой по данной тематике.
Декабрь Работа над модернизацией комнаты. Оформление уголка группы
Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.
Январь Разработка плана на, месяц, год. Подбор материала.
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей среднего возраста раздела образовательной программы: область «Познание» Знакомство с литературой.
Февраль Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов Знакомство и анализ документации.
Создание нового паспорта группы. Проведение полной инвентаризации группы.
Март Разработка картотек игр по ФЭМП Подбор материала
Апрель Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП. Обмен опытом по проблеме.
Май Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.