Халиуллина Айгуль Земфировна
«Национальные костюмы башкирского народа». Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с башкирским национальным костюмом
Задачи:
Образовательная: Познакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями; продолжать учить детей отвечать на вопросы, сравнивать, описывать национальный костюм.
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Развивающая: Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов; развивать речь, память, мышление; формирование грамматического строя речи, развивать ручную умелость.
Воспитательная: Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям; воспитывать чувство гордости за свою родину.
Развивающая предметно-пространственная среда: картинки башкирских национальных костюмов, презентация башкирского орнамента, раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах.
Словарная работа: камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.
Как называется наша республика?
Дети: Республика Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
А что вы знаете о нашей республике?
Дети: Красивая, богатая, щедрая…
Воспитатель: Ребята, молодцы.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. У нас выращивают пшеницу из нее пекут хлеб. А еще наша родина славится медом. Башкирский мед – это уникальный дар природы Башкортостана, который славится на весь мир как вкусный и полезный, ведь в нем большое количество лекарственных свойств. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Все люди живут дружно.
(Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального костюма).
Воспитатель: Какой танец мы посмотрели?
Дети: Башкирский
Воспитатель: В каком костюме танцевали девушки?
Дети: В национальном
Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем физминутку.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки, ноги шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу вам показать как раньше одевались башкиры.
Рассказ воспитателя с показом на иллюстрациях:
Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. Повторите ребята: камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк. А сейчас посмотрите на женскую одежду:
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия – (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения показываю презентацию с башкирским орнаментом).
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются : красный, белый, синий и желтый.
Итог: Ребята покажите свои рисунки и скажите что вы узнали о башкирских национальных костюмах?
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!