Татьяна Семенова
НОД «Экскурсия «Мытищи — прошлое, настоящее, будущее» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Семенова Т. В. Гудочкина Т. В. Еланёва М. В.
Цель.
Образовательные. Продолжать знакомить детей с историей родного города.
Развивающие. Активизировать словарный запас. Продолжать развивать диалогическую связную речь детей.
Воспитательные. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за Мытищи, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к его прошлому, уважительное отношение к памяти наших земляков, защищавших Родину. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Публикация «НОД „Экскурсия „Мытищи — прошлое, настоящее, будущее“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Задачи.
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Вызвать чувство восхищения и гордости красотой города. Закрепить знания детей об основных достопримечательностях города.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Продолжать знакомить детей с историей названия города Мытищи и его настоящим. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Учить строить по иллюстрации, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Продолжать обогащать словарный запас по данной теме (волок, волоком, волокут, мыт, мытарь, мытная изба, купец, ладья, акведук, пошлина, реки Яуза и Клязьма, развивать умение составлять рассказ по своему рисунку, строить диалог.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозапись песни А. Косенкова «Песня о Мытищах», видеоролик «Наши Мытищи», макет ладьи, бревна – катки для корабля, макет волока; репродукции картины Н. К. Рериха «Волокут волоком», А. П. Волкова «Мытищинский волок» и картина неизвестного художника «Мытная изба»; фотографии старых Мытищ, портреты известных людей, имена которых связаны с историей города; фотографии достопримечательностей города. А также стаканчики одноразовые с питьевой водой на каждого ребенка, накрытые чистой салфеткой. Мягкий мяч, детские рисунки на тему «Мытищи – город будущего».
Ход занятия.
Дети входят в зал, в котором представлены экспозиции: фотографии с видами города, портреты известных людей и репродукции картин художников, макет уменьшенной копии ладьи.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам совершить экскурсию по нашему городу. С помощью этих фотографий мы совершим путешествие во времени, перенесёмся на много – много лет назад. Как называется наш город? /Мытищи/
Когда – то на месте города кругом были густые леса, болота, и проходил оживленный торговый сухопутный путь между реками Клязьма и Яуза, по которому волоком перетаскивали корабли из одной реки в другую.
Давайте рассмотрим репродукцию картины Николая Константиновича Рериха «Волокут волоком». На ней художник изобразил, как проходил волок. Чем выложен путь, по которому волокли, перетаскивали свои лодки – корабли люди? Как назывались эти бревна? /Катки/, а как называли эти лодки /ладьи на катках/.
- Предлагаю вам рассмотреть уменьшенную примерную модель старинной ладьи.
Воспитатель подводит детей к воссозданному макету старинного волока.
Воспитатель. На таких ладьях купцы привозили товар в города и продавали людям.
/рассматривают/ Что необычного у этой ладьи? / Конская голова и хвост/
Ребята, давайте представим, что это река Яуза, а чуть выше река Клязьма, и поиграем. Нужно нагрузить ладью. Берите мешки, загружайте товаром. Товар погружен, отправляемся в путь. В этом месте нужно было перетащить ладью в реку Клязьму. Что для этого надо построить. /Волок/ Берите бревна и стройте. Трудна и тяжела работа тащить ладью. За тяжёлый труд платили «мыт». Принимал деньги мытарь. Он находился в мытной избе. Что же такое мыт? /Мыт платили за проезд, провоз товара, давали деньгами или товаром/.
- Да, верно мыт или дань, пошлина. Это слово и дало название будущему городу: мыт ищи, получилось Мытищи.
-Где сейчас можно встретить изображение ладьи? /На гербе и флаге города Мытищи/
Продолжаем наше путешествие. Постепенно поселение становилось больше, и вот оно превратилось в село Большие Мытищи. Издавна наша земля мытищинская славилась своей чистой водой. Что же произошло однажды? /Проезжала мимо Мытищ царица Екатерина Великая, и попросила она воды попить. Вода ей очень понравилась. Царица издала указ, в котором она приказала построить водопровод из Мытищ в Москву/. Почему же Екатерина решила построить водопровод? /Потому что воды в Москве было мало, и вода была плохая, а в Мытищах чистая/. Откуда берет начало этот водопровод? /От мытищинских ключей/.
Посмотрите на эту фотографию. Что изображено на ней? /Акведук/. Что обозначает это слово? /Аква – вода, дук – мост, получается мост для воды/. Акведуки ставили через реки, чтобы провести водопроводные трубы. Это был первый в России водопровод. И по сей день на нашей мытищинской земле бьют ключи, из которых текут ручьи с чистой водой.
Люди научились с помощью современных технологий добывать, собирать эту воду и поставлять её в города. Хотите попробовать воду из нашего мытищинского источника? /дети берут стаканчики с водой и пьют/.
Воспитатель: расскажите, какая эта вода? /Чистая, вкусная, прозрачная, ключевая/ и т. д. Вот, какая удивительная вода в нашем мытищинском крае.
Продолжаем нашу экскурсию. Прошло ещё много лет, может быть еще долго оставались бы наши Мытищи селом, если бы не вот этот замечательный человек. Кто изображен на этой фотографии? /С. И. Мамонтов/. При его участии была построена железная дорога и здание вокзала. Посмотрите, как выглядел железнодорожный вокзал в те далекие времена. Что ещё сделал этот человек для развития нашего города? /он построил завод, на котором стали выпускать вагоны/. Что сейчас в наши дни изготавливают на этом заводе? /вагоны для метро/.
Воспитатель. Годы, столетия, века проходили, менялись не только люди, менялся облик самого города. На этих фотографиях вы видите, как выглядел наш город в старину. Что вы замечаете, каким был наш город раньше, какими были дома, улицы? /Дома были деревянными, невысокими, улицы узкими, без асфальта/.
Воспитатель вместе с детьми переходит к другим фотографиям.
- Кто изображен на этом портрете? /Это Нина Максимовна Распопова – летчица, Герой Советского Союза, она совершила много боевых вылетов на самолете ПО-2, «кукурузнике», её называли «ночная ведьма», потому что она совершала свои вылеты по ночам и бомбила фашистов/.
- Рядом с Н. М. Распоповой мы видим портрет еще одного известного человека, чьё имя связано с нашим городом. Назовите фамилию этого человека. /Геннадий Михайлович Стрекалов – космонавт/.
Воспитатель. Время мчится быстро, люди живут, умирают, но остаются их дела и поступки. Всем людям, прославившим наш город в разные времена, благодарные потомки установили памятники. А теперь посмотрим фильм, каким наш город выглядит сегодня. Во время просмотра будьте внимательны, отмечайте, какие здания, памятники вам знакомы, постарайтесь запомнить то, что увидите.
Дети, сидя на ковре, смотрят видеоролик «Мои Мытищи». После просмотра воспитатель дидактическую игру – упражнение «Мяч передавай, что запомнил – называй», во время которой дети называют здания, памятники, улицы, которые они запомнили после просмотра видеоролика.
В следующей части занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку детских рисунков «Мытищи – город будущего». Дети комментируют свои рисунки.
Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. Что вам больше всего запомнилось на экскурсии? (Ответы детей). Какое название вы дали бы нашей экскурсии? (Предположение детей). Вспоминайте, мы узнали о прошлом города Мытищ, затем мы смотрели фильм о настоящем времени, том времени в котором мы живем. И совсем чуть-чуть заглянули в будущее. Поэтому, предлагаю назвать нашу экскурсию «Мытищи – прошлое, настоящее, будущее». Вы согласны? (Да). Понравилась вам экскурсия (Да). Я предлагаю вам прослушать песню нашего мытищинского композитора Александра Косенкова «Мои Мытищи». А кто знает прошу подпевать.
Звучит аудиозапись песни А. Косенкова «Песня о Мытищах». Дети подпевают припев песни.
Воспитатель. Наш город очень большой, поэтому нельзя все рассказать за одну экскурсию. Мы будем продолжать дальше изучать свой город, и я точно знаю, что вы узнаете ещё много интересного о его истории! До новых встреч!