Получи документы

Конспект занятия «Флаг России: прошлое и настоящее»

Елена Чевычелова
Конспект занятия «Флаг России: прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Флаг России – прошлое и настоящее»

ЦЕЛЬ: Дать элементарные представления о происхождении флага вообще, об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни. Формировать эстетическое отношение к цветам Российского флага и знакомить их с символическим значением.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.

Публикация «Конспект занятия „Флаг России: прошлое и настоящее“» размещена в разделах

МАТЕРИАЛ: иллюстративный материал – изображения старинных и современных знамён, русских национальных костюмов. Репродукции живописных произведений: «Богатыри» В. Васнецова, «Александр Невский» П. Корина, исторические полотна А. Васнецова и др.

Ход ЗАНЯТИЯ

1 часть – вводная.

воспитатель вносит в группу различные флаги и флажки (или иллюстрации с их изображением, а также изображением кораблей, самолётов, маек спортсменов с символикой и т. д.)

- Знаете ли вы, что это такое? (флаги, флажки)

- Рассмотрите иллюстрации, вспомните, где вы могли видеть флаги? (флаги можно увидеть на зданиях, кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревновании, флажки – на занятиях по физкультуре)

- Что же такое флаг и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.

2 часть – информационная.

- Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далёкие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это «сооружение» стягом. Главным его назначением было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. В те времена даже счёт войску вели по количеству стягов, т. е. часть войска называлась стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – острожник. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги.

- Какие части имеет современный флаг? (древко, полотнище, навершис). Чаще всего стяги были тёмно-красного цвета. Червлёные или багряные – так называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых, «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели различные цвета – зелёные, жёлтые, белые, красные.

3 часть – проблемная.

- Зачем раскрашивали флаги? (варианты ответов детей).

По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть это свои воины возвращаются домой? Может быть, это враги, которые хотят захватить город? Или воины князя-союзника, которые нуждаются в отдыхе?

- Если враги захватывали город, они на его сторожевых башнях вывешивали новые флаги – свои. И люди, увидев их, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

- Что было бы, если бы не было флагов? (ответы-предложения)

- Что было бы, если бы флаги были одинаковые? (ответы-предложения).

- На флагах изображали лики святых, звёзды и кресты; их украшали богатыми узорами – золотом и серебром. Иногда для полковых знамён использовали сочетание белого, синего и красного.

- Мы точно не знаем, почему наши предки остановили свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, эти цвета использовались в древнем гербе московских князей: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба. Изображение всадника, копьём поражающего чёрного дракона, означает победу добра над злом.

И в те времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл.

- Что означают цвета на флаге?

Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Расположение полос на знамени символизировало строение Земли: вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси.

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет. (В. Степанов)

- Конечно, в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги всё равно необходимы (выставляются иллюстрации). Как вы думаете, для чего? Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.

- Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать - какой стране он принадлежит.

- Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображён на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В это торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.

Очень часто президенты и члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около здания, где они встречаются, вывешивают флаги этих государств.

Физминутка. Подвижная игра «Сигнальные флажки».

4 часть – стимулирование детских вопросов.

Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены разные события. Если рядом стоит вопросительный знак, дети задают вопросы воспитателю; если нет – рассказывают сами.

1 карточка – изображён человек в короне и рядом вопросительный знак (Кто на карточке? Как его зовут? и т. д).

2 карточка – река Ока и много кораблей. Что вам не понятно? (Как называется река? Почему так много кораблей).

3 карточка – среди маленьких кораблей один большой и около него вопросительный знак. (Почему этот корабль больше других).

4 карточка – изображён старинный военный корабль с пушками, на борту нарисован орёл, рядом вопросительный знак (Почему на борту нарисован орёл)

5 карточка – рядом с кораблём бело-сине-красный флаг и стоит вопросительный знак. (Дети ставят вопрос)

Далее предлагается составить по картинкам обобщающий рассказ.

- Когда – то в России правил царь Алексей Михайлович. Приказал он на реке Оке построить несколько кораблей. Главный и самый большой из них назвали «Орёл». На его борту разместили двадцать две пушки. Это было необходимо для защиты торговых судов, плавающих по Волге к морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небоьшой флотилии говорили о её принадлежности к Российскому государству.

- Красными и синими нитями русские крестьянки вышивали затейливые узоры на белой ткани.

Да она шила-вышивала

тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно

да бело-бархатное…

Она строки строчила

красным золотом.

- «Строчить строки» или «строчить письмо» означало вышивать. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Кровать застилали простынёй с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкие кружева. В праздничные дни торжественный вид дому придавали развешанные на стенах, окнах, божнице самые красивые полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.

- Белый, синий, красный - цвета, которые отвечали представлениям наших предков о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо не случайно они стали цветами государственного флага России.

5 часть – конструирование из бумаги российского флага.

Публикации по теме:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Анапа. Прошлое и настоящее» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию («Познание») в подготовительной группе на.

Флаг РоссииФлаг России Рисовать необычным способом вызывает у детей положительные эмоции. Нетрадиционным способом можно рисовать где угодно и как угодно, разные.

Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее»Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.

Игра «Слабое звено» по теме «Прошлое и настоящее Кубани» Программные задачи: 1. Закреплять и уточнять знания детей об истории и настоящем станицы и края. 2. Продолжать закреплять умения детей.

Интегрированное занятие по ознакомлению с социальной действительностью и основам безопасности «Настоящее, прошлое телефона» Тема: «Настоящее,прошлое и будущее телефона» Цель: -познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах.

Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее» Цель: -познакомить детей с малыми фольклорными формами – закличками, -дать представления об их традиционном использовании, -научить ими,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному городу в прошлое, настоящее и будущее» Программное содержание:Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; учить узнавать по иллюстрациям.

Конспект НОД «Флаг России»Конспект НОД «Флаг России» "Флаг России" Цель: Познакомить детей с флагом России. Задачи: • Познакомить детей с флагом России; • Развивать интерес к родной стране.

Конспект НОД «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» Программное содержание: закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам,.

Экскурсия в рамках проекта «Прошлое-настоящее»Экскурсия в рамках проекта «Прошлое-настоящее» В рамках проекта "Прошлое - настоящее" мы решили познакомить детей с первой подводной лодкой, которую построили в Гатчине. Она такая маленькая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Флаг России: прошлое и настоящее»
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 23:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Флаг России: прошлое и настоящее»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чевычелова (УИ 25223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД