Алефтина Резниченко
Консультация «Прошлое, настоящие и будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Наше непростое время…. Так можно было сказать и в шестнадцатом веке, и в девятнадцатом, и в двадцать первом веке. В каждом времени есть проблемы, которые требуют жестких решений. Это не значит, что человек должен быть жестоким и бездушным.
Во времена новых технологий и новых открытий, личности человека выделяется незначительное место. Вокруг нас так быстро все меняется, что мы не успеваем обратить внимание на утреннею прохладу, услышать пение соловья, прочувствовать боль близкого человека. Мы куда-то все спешим, что- то все изменяем, преобразовываем. Стараемся сделать мир лучше, а получается все наоборот. При этом теряем, теряем очень много. Может надо остановиться, осмотреться, подумать и осознать: какие мы, какие наши дети.
Публикация «Консультация „Прошлое, настоящие и будущее“» размещена в разделах
А они у нас замечательные: умные, талантливые. Надо с уважением относиться к позиции каждого воспитанника, к его личным качествам. Надо учитывать неповторимость его личности и возрастные особенности. Но этого мало. Надо воспитывать эту личность в русских традициях. Донося до наших детей, что главная ценность у человека это принцип равенства, справедливости, человечности. Все это должно быть нормой жизни каждого.
Россия, Родина. Какие дорогие с детства слова. Как научить юное поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру? Как помочь вернуть ребенку национальную и родовую память? Как сформировать уважительное отношение к своим древним корням? Эти вопросы волнуют сейчас многих.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Сегодня мы на много начинаем смотреть по иному, много для себя открываем заново и переоцениваем.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманнизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительном, но и в эмоциональном плане.
Работа в этом направлении надо начинать с родителей. Анкетирование поможет выяснить, что они знают о традициях края. Надо подготовить информационные выставки, папки передвижки, провести собрания. Но не просто прочиттать доклад, надо вовлеч в разговор, пргласить к сотрудничеству, дать возможность самими прочувствовать то направление, которое им поможет воспитать настоящего русского человека. Решить вопросы о нравственном воспитании на основе традиций нашего края. С помощью родителей можно оформить фотоальбомы: «Мой поселок», «Заповедники Белгородчины», «Меловые горы», «Моя семья», «Герб семьи», «Храмы Белгородчины».
А как может помочь мини-музей в детском саду. Можно собрать предметы быта, орудия труда, старинную вышивку, рушники, самотканые коврики. Все эти вещи бережно хранятся у местных жителей. Родители вместе с детьми могут помочь в устройстве этой экспозиции.
Занятия по ознакомлению с народными традициями, проходящие в этом музее, могут принести детям радость и удовольствие. Также в этом музее можно проводить встречи с творческими людьми нашей области, фольклорные праздники, дни рождения.
Для большего понимания детьми смысла обычаев, обрядов, можно использовать белгородский фольклор. В нем чудесным образом отражаются черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.
Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям В детском саду дети, впервые узнают, как проводились праздники в старину, что они – неиссякаемый источник не только традиций, но и жизненного оптимизма. Дети могут познакомиться таким празником, как «Рождество», «Крещенье», «Масленица», Пасха».
Русские праздники – это всегда хлебосольный стол. Детям всегда интересно узнать о традиции и истории национальных блюд. Наши замечательные блины, кулебяки, щи, бережное отношение к хлебу. Но самое главное – дети усвоят правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады».
Ни один обрядовый праздник не обходился, конечно же, без игры на русских инструментах. Детей необходимо познакомить с нашими умельцами Марком Васильевичем Сычевым, Николаем Ефимычев Торбиновым, которые делают русские народные музыкальные инструменты.
В систему занятий можно включить знакомство с Белгородским народным костюмом. Рассматривая одежду, показывала детям её особенности, которые заключались в том, что женский костюм состоит из большого количества вещей, надеваемых одна на другую так, что предыдущая живописно выступает из под неё. Украшением служили ожерелья и монисты, гайтаны и грибатки. Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.
Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Белгородчине. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формированию высокого чувства: любви к Родине.
Родина. Что это такое? Это речка, луг, лес. Это все то - малое, что стало для нас огромным.
Это то - из чего мы черпаем силы. Это то - о чем мы сегодня с гордостью рассказываем своим друзьям. Наша любовь к родным местам, к тем людям, которые окружали нас с детства, к нашим традициям - все это очень важно для воспитания подрастающего поколения
Маленький человек приходит в наш многогранный, сложный мир. И от того, с чем мы его встретим, будет зависеть его отношению к окружающей действительности. Наша задача, как воспитателей детского сада, научить малыша отличать плохое от хорошего. А для этого надо помочь ребенку приобрести прочные идейные убеждения, высокую мораль, культуру поведения. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды.
Сухомлинский утверждал, что – детство это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так чтобы оно стало познанием человека и отчества, их красоты и величия.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно- нравственная жизнь народа, Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Наш двадцать первый век славен открытиями, преобразованиями. Но хотелось, что бы он был славен возрождением национальной гордости., наших традиций, нашей сплочённости. Мы должны основываясь на наших традициях, стремиться вперед и не оглядываться назад.