Елена Ващило
НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в организм человека»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей логопедической группе
«Путешествие в организм человека»
Программные задачи:
Обобщить и систематизировать представления детей о внутренних органах, закрепить названия, особенности их расположения в организме человека;
Закрепить представления детей о том, что работа организма в целом зависит от слаженной работы каждого органа в отдельности;
Публикация «НОД в старшей логопедической группе „Путешествие в организм человека“» размещена в разделах
Закрепить название частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т. д.);
Упражнять в образовании множественного числа существительных, обозначающих части тела;
Развивать познавательный интерес, зрительное внимание, восприятие, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
Продолжать развивать умение связно, последовательно и выразительно строить свой рассказ;
Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков;
Развивать умение согласованно и ритмично двигаться под музыку;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
игрушечный компьютер, дидактическое пособие «Анатомический фартук», плоскостная модель человека, пиктограммы, изображение Лунтика, карточки «Полезные и вредные привычки»
Предшествующая работа: рассматривание «Атласа человека», загадывание загадок о частях тела, игры с д/п «Анатомический фартук», чтение детской энциклопедии «Тело человека», беседа «Внутренние органы человека», рассматривание плакатов «Внутренние органы человека».
Содержание НОД:
- Ребята, сегодня я получила по электронной почте письмо от инопланетянина, который живёт на Луне.
- Вы догадались, о ком я говорю?
- Верно, этого инопланетянина зовут Лунтик. Послушайте, что он пишет:
«Здравствуйте, Земляне! Меня зовут Лунтик. Я живу на планете под названием Луна. У меня есть маленький космический корабль, и когда я прилетал на вашу планету, я успел подружиться с пчёлками, гусеницами, бабочками, кузнечиком и узнать строение частей тела насекомых. А вот о людях, до сих пор, ничего не знаю. Хотя, однажды, видел двух существ, но не знаю, кто они. Я их сфотографировал и присылаю эти фотографии вам. Объясните мне, пожалуйста, кто это и почему они по-разному выглядят. С нетерпением жду вашего ответа. Мой электронный адрес
- Какое удивительное письмо. Ребята, а вы раньше общались с инопланетянами?
- Наверное, это очень интересно подружиться с настоящим инопланетянином?
- Дети, Лунтик в своём письме задал нам много вопросов, а как же нам дать ему на них ответы? Как связаться с Лунтиком? (послать письмо по электронной почте, пообщаться по скайпу)
- А что действительно хорошая идея. Сейчас я включу компьютер и наберу его электронный адрес.
- Ребята, появилось изображение! Давайте поздороваемся с Лунтиком!
- Здравствуй Лунтик! Ты нас видишь?
- Ой, ребята, он нам кивнул.
- Лунтик, мы с ребятами прочитали твоё письмо и очень хотим с тобой дружить.
- Дети, к сожалению, сеть сильно перегружена, и с Луной нет громкой связи, но Лунтик может нас видеть и слышать.
- Лунтик, мы с радостью расскажем тебе о строении человека.
- Ребята, из каких частей состоит человек? (у человека есть голова, две руки и две ноги)
- А что есть на голове у человека? (на голове есть волосы, брови, глаза, которые бывают голубыми, карими, зелёными, серыми; ещё на лице есть нос, рот, щёки)
- Сколько пальцев на одной руке? (пять) А сколько пальцев на двух руках? (десять)
- А сколько пальцев на двух ногах?
- Молодцы, ребята, много знаете!
Д/и «Один – много»
- А сейчас, я проверю, какие вы внимательные. Я буду называть одну часть тела, а вы много. Например: лоб – лбы.
( аналогично: рот - рты, локоть – локти, нос – носы, глаз – глаза, ухо – уши, щека – щёки, бровь – брови, бок – бока, палец – пальцы, ноздря – ноздри, нога – ноги)
- Молодцы, ребята!
- Теперь, я думаю, Лунтик запомнил названия частей тела человека
- Ребята, а вы знаете, для чего нужна каждая часть тела? Сейчас я это проверю.
Д/у «Исправь ошибку»
- Руками прыгают, а ногами трогают;
- Глазами нюхают, а носом смотрят;
- Ушами едят, а ртом слушают;
- Ногами хлопают, а руками топают;
- Ногтями берут, а руками царапают;
- Молодцы, ребята! Не удалось мне вас запутать!
- Ну, теперь, Лунтик, ты всё понял?
- Посмотрите, ребята, какой он довольный и радостный. Но, ребята, мы совсем забыли про фотографии, которые прислал нам Лунтик. (показываю фотографии, даю рассмотреть их детям)
- Что же так удивило Лунтика в этих фотографиях? На ваш взгляд они отличаются друг от друга? (у первого мальчика румяные щёки, радостное выражение лица, потому что он здоров)
- А от чего зависит здоровье человека? (от употребления полезных продуктов питания, соблюдения режима дня, занятия спортом, прогулок на свежем воздухе)
- А что можно сказать о внешнем виде второго мальчика? (этот мальчик неопрятный, он забывает мыть руки перед едой и все микробы попадают в его организм, он не занимается спортом, ест вредные для здоровья продукты питания)
- Да, ребята, первый мальчик здоров, потому что у него хорошо работает организм.
- А от чего зависит работа организма? (работа организма в целом зависит от работы каждого внутреннего органа в отдельности)
- Ребята, а какие основные внутренние органы есть у человека? (сердце, желудок, лёгкие, печень, кишечник)
- А почему они называются внутренними органами? (потому что они находятся внутри человеческого организма)
- Ребята, а хотите вместе отправимся в путешествие по организму человека?
- Мы попадём в волшебную страну, где живут внутренние органы человека, и сами станем ими. Готовы?
- Для того, что бы попасть в волшебную страну нужно знать волшебное заклинание: Глаза зажмурь и повернись, в волшебной стране окажись!
(Дети выполняют движения и произносят заклинание)
- Открывайте глаза, ребята! Вот мы и оказались с вами в удивительной стране внутренних органов.
- А какой самый главный внутренний орган нашего организма? (сердце)
-А с какой частью машины, по вашему мнению, можно сравнить сердце (с мотором)
- Да ребята, сердце как мотор, не будет работать – и человек умрёт.
- Встаньте все в круг, возьмитесь все за руки. Мы превратились в одно большое сердце. Вот оно забилось, сначала медленно – «тук-тук» (шаг вперёд, шаг назад, а теперь чуть побыстрее (темп увеличивается).
- Человек заволновался и сердце забилось часто-часто… А теперь человек успокоился и его сердце забилось ровно и ритмично «тук-тук…»
- Сердце работает, если в кровь поступает кислород.
- А что такое кислород? (это воздух)
- А какой орган обогащает организм человека кислородом? (лёгкие)
-Ребята, лёгких два. Давайте, образуем два овала, возьмёмся за руки и немного наклонимся вперёд. Представьте себе, что вы лёгкие. Все дружно вздохнули, лёгкие расширились (разошлись, выдохнули, лёгкие сжались (сошлись).
- Подышите, послушайте друг друга. Глубокий вдох и выдох, вдох и выдох… По сосудам кровь разносит питательные вещества и кислород по всему организму.
- Наш организм не может без пищи.
- Ребята, а где перерабатывается пища? (в желудке)
- С помощью чего желудок перерабатывает пищу? (с помощью желудочного сока)
-Ребята, встаньте в круг, но за руки не беретесь. Мы – желудок. Приготовили руки, согнули их в локтях перед собой. В желудок поступила пища, давайте её перемалывать, как мельница. Сначала пищу надо расщепить на более мелкие кусочки, потом измельчить её так мелко, чтобы она могла всосаться в кровь. Помогает нам, как вы знаете, желудочный сок, который смачивает и расщепляет пищу.
- Ребята, посмотрите, в желудок попали очень большие куски пищи! Наверное,человек её плохо прожевал. Как стало трудно работать желудку! Он не может переработать до конца всю пищу. Ой, как он болит! (дети обхватывают живот)
- Ребята, а что делать, чтобы живот больше не болел? (тщательно, не спеша пережёвывать пищу)
- Ну а сейчас, ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Закрывайте глаза и повторяйте вслед за мной волшебные слова:
Раз, два, три, повернись,
в детском саду опять окажись!
- Ну, вот мы и снова в детском саду! Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Интересно ли было быть внутренними органами?
- Ребята, а вы теперь сможете показать Лунтику где и как расположены внутренние органы человека?
- А в этом вам поможет уже хороший наш знакомый Ваня и наш волшебный фартук.
(воспитатель выставляет плоскостную модель человека)
- Кто хочет примерить фартук на себя?
- Сейчас мы разделимся на три группы : первая группа будет работать с Ваней, вторая – будет выкладывать внутренние органы на волшебном фартуке. А третья группа будет проверять правильность действий команд.
- Ребята, команды правильно расположили все внутренние органы?
- А что необходимо, чтобы, весь организм хорошо, слаженно работал? (чтобы каждый орган был здоров)
- А как этого добиться? Что нам в этом поможет? (употребление полезных продуктов питания и приобретение полезных привычек)
- Хотите помочь нашим органам быть здоровыми?
Д/и «Поможем внутренним органам»
- Ребята, сейчас кто-то из вас будет внутренними органами, а кто-то станет их помощниками. Роль помощников заключается в том, что они будут помогать употреблять только полезную, здоровую пищу и прививать полезные привычки. Помощники внутренних органов будут выкладывать карточки на тот стол, где стоит улыбающийся человечек. Ведь когда мы здоровы, мы веселимся, так и внутренним органам радостно, когда человек ведёт здоровый образ жизни.
- Кто-то из вас будет спасателем – будет спасать внутренние органы от вредных продуктов и привычек. И выкладывать их изображение на стол с грустным человечком. Ведь когда что-то боли, не до веселья!
- Ребята, кто из вас хочет стать сердцем?
- А кто хочет отвечать за работу лёгких и желудка?
- Вам необходимо договориться между собой, кто из вас будет «спасателем», а кто «помощником».
- Ну, что ж, приготовились… Начали!
- Потрудились на славу наши помощники и спасатели.
- Ребята, расскажите, как вы помогали сердцу и спасали его? (рассказы детей)
- Сердце ты здорово? (аналогично с желудком и лёгкими)
- Ребята, я предлагаю дать советы Лунтику, что нужно делать, чтобы хорошо себя чувствовать.
Дети читают стихи.
Если ногти не стрижёшь,
Волосы не чешешь.
С Бармалеем будешь схож
Или с диким лешим.
Кулачком глаза не три!
Целый вечер не смотри
Телевизор. Для чтенья,
Ярче делай освещенье!
Не бери примера с хрюши
И водичке доверяй.
Ежедневно с мылом уши
Мой, но в них – не ковыряй!
Не забудь простой науки:
Сел обедать – вымой руки.
Поиграл с котёнком милым –
Тут же вымой руки с мылом.
Чтобы ты, малыш, имел
Зубки белые как мел
Каждый день их надо чётко
Чистить с пастою и щёткой!
Душ почаще принимай,
Не ходи неряшкой!
После душа надевай
Чистую рубашку!
- Ребята, а на хорошее настроение и работа влияет. Когда мы делаем зарядку, наш организм наполняется силой, ведь движение – это жизнь. А когда ещё, и звучит музыка, появляется и хорошее настроение.
- Ребята, я предлагаю сейчас передать спортивно-музыкальный привет Лунтику. Вы согласны?
- Становитесь по порядку на весёлую зарядку!
- Лунтик, мы с ребятами, очень много рассказали тебе о человеке, его строении и расположении его внутренних органов, о том, какие меры принимать, чтобы сохранить своё здоровье.
- Мы надеемся, что в следующий раз, с Луной будет двусторонняя связь и Лунтик поделится с нами своими впечатлениями.
- До свидания, Лунтик! До новых встреч!