Татьяна Иванова
Конспект открытого занятия «Развитие слуха у животных и человека» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия на тему :
«Развитие слуха
у животных
и человека»
В подготовительной логопедической
группе детского сада №19 «Ромашка»
Воспитатель: Иванова Т. Н.
Публикация «Конспект открытого занятия „Развитие слуха у животных и человека“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Программное содержание: Познакомить детей с особенностями развития слуха у человека и животных, дать понятие, сколь значим слух в жизни существ. Помочь ребенку раскрыть окружающий мир; сформировать у него представления о себе, как о представителе человеческого рода, быть внимательному к своему здоровью, свой организм надо беречь. Тренировать орган слуха, познакомить с причинами нарушения слуха нарушения слуха, дать полезные рекомендации.
Материал: Ширма, вода, 2 стакана, музыкальный молоточек, газета, погремушка.
Схема «Ухо в разрезе». Игрушка. Незнайка. Конверт с изображением
различных живых существ: кузнечик, рыбы, змеи, птички, насекомые-
оса, пчела, муха, лягушка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
За ширмой различные звуки.
-Что вы слышите?
(Звуки.)
-Для улавливания различных звуков у животных и человека существует специальный орган. Как он называется?
(Ухо.)
-Как вы думаете, сколько у вас ушей?
- будто бы вы и правы, но хотите узнать, что об этом думают медики, которые хорошо знают строение человеческого организма? Предлагаю медсестре, Ольге Анатольевне, рассказать о строении уха человека, Как используя схему.
- Так сколько же у человека ушей?
(6)
-А мы думали только два.
- Зачем человеку нужны ушные раковины?
(Они собирают звуки, усиливают их и направляют внутрь головы в узкий ушной канал, где спрятаны барабанные перепонки.)
- У всех ли живых существ есть ушные раковины? У кого их нет?
(У насекомых, лягушек, ящериц, у птиц, хотя слух у них, особенно сов, очень хороший.)
-В отличие от глаз, которые закрываются, наши уши работают всегда, слышат окружающие нас звуки. Представьте себе, что вы спите, а вокруг вас что – то происходит опасное. Какие помощники сообщают главному начальнику нашего организма об опасности?
(Уши.)
- Да, уши даже спящего человека различают самые тихие звуки: шорох листвы, шаги и другое. Именно наши уши сообщат о том, что приближается опасность. А мозг разбудит вас и прикажет действовать.
- А какая часть уха непосредственно будет об этом говорить головному мозгу?
(Улитка)
-Интересный факт: уши древнего человека могли двигаться в разные стороны, как антенны. Смешно? Дело в том, что их подстерегала опасность, со всех сторон. А вот сейчас у современного человека уши двигаются?
(Нет.)
-Почему?
(Жилье, собака.)
- А вот многие животные двигают ушами и сегодня. Как вы думаете, какие это животные?
- А почему у животных уши двигаются до сих пор?
(Это помогает им не отрывая взгляда от пищи, настораживаться и поворачивать на посторонний шум только уши.)
-Слух животных сильно отличается от слуха человека. Как вы думаете, чем?
-Приведите примеры.
a) Волк-50 шагов, человек-5 м от себя;
b) Лиса находит свою жертву под толстым слоем снега, лишь по шуршанию. Она слышит те звуки, которые не слышит человек;
c) Слух у собаки очень сильный. Пример: мальчик учил уроки, а собака лежала, вдруг стала волноваться, лаять, подбежала к двери, требовала, чтобы дверь открыли. А в это время по лестнице поднималась бабушка мальчика. Собак используют для службы в милиции.
- Кто является из животных настоящим чемпионом?
(Дельфины, киты, летучие мыши.)
- А что вы сможете рассказать о ежах?
(Отличным слухом обладают ежи. Ни одно насекомое не проползет мимо них незамеченным. Этот колючий зверек слышит даже действия улитки, сидящей на дереве и выпускающей рожки.)
Стук в двери. Проходит Незнайка (кукла) с конвертом в руке.
- Давайте спросим, что в конверте у Незнайки. Да здесь какие–то картинки каких–то живых существ. Незнайка хочет, чтобы вы взяли по картинке и рассказали, кто это, есть ли у этого животного уши, если есть, то где они расположены и все-все о слухе этого живого существа.
(Дети коротко рассказывают о кузнечике, комаре, мухе, лягушке, змеях, рыбах, соловье, летучих мышах.)
Игра «Угадай, кто позвал?»
-Скажите, дети, мог бы человек научиться разговаривать, если бы он не слышал?
Демонстрация с Незнайкой: Незнайка что-то шепчет на ухо воспитателю.
- Дети, да Незнайка не слышит левым ухом. Как вы думаете, какие могут быть причины нарушения слуха?
- Можно ли самим лечить больное ухо? Почему? Как называется врач, корорый лечит уши, горло, нос?
(Ларинголог.)
Игра «Хорошо-плохо». (Сера в ушах).
-Что необходимо делать, чтобы не образовывались ушные пробки?
Игра «Кто слышит лучше?»
Итог: Без ушей ни человеку, ни живому существу не прожить. Уши помогают найти друзей, спастись от врагов, поймать добычу.
Много интересных и полезных событий и открытий удалось сделать ученым, которые изучают язык и слух животных. Но эта наука еще молода, и еще много секретов и тайн природы остаются неразгаданными. Может быть и ты, когда вырастешь, будешь исследовать и разгадывать их. А для этого необходимо сохранить свой слух.