Данилец Татьяна Петровна
НОД в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологии в старшей группе
Воспитатель высшей квалификационной категории Данилец Татьяна Петровна МБДОУ д/с № 9 пгтЛучегорск
Тема: Воздух- невидимка.
Цель деятельности педагога: Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, легче воды, не имеет определенной формы, запаха, необходим для дыхания, горения). Привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять "чудеса" с научной точки зрения. Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: Столы, накрытые клеенкой, шапочки для детей и воспитателя, для каждого ребенка стакан большой и маленький с приклеенной полоской бумаги, соломинка для коктейля, веер, целофановый пакет; корка апельсина, духи, чеснок, свеча на подставке, стеклянная баночка, спички, фото ГРЭС, картинки: пожар, машины, свалка, лист бумаги, коричневая гуашь, кисточка.
Ход НОД:
Дети входят в группу (на головах одноразовые шапочки).
- Посмотрите, пожалуйста, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся. Сегодня мы с вами совершим путешествие в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
- (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки. Да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать?
Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно- исследовательской лаборатории?
Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником. Я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты. А вы будете лаборантами. Вы будете проводить опыты и эксперименты, делать выводы, фиксировать результаты опытов. Отправляемся в научную лабораторию на наши рабочие места.
Запомните правила безопасности.
• Без разрешения запрещается
• .вставать с места
• .трогать оборудование и приборы
• .засовывать что-либо в нос, рот и уши
• .нужно быть аккуратными, не спешить
• .внимательно слушать и соблюдать тишину.
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать наша наблюдательность.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
- (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в нашей группе очень много, но мы этого не видим?
- (Дети отвечают)
- Сейчас мы с вами проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку (воздух). У вас на столах стоят стаканы с водой. Подуйте через соломинку в стакан с водой. Что мы видим? (Пузырьки воздуха)
- Откуда берется этот воздух? (Мы вдохнули его и выдохнули через трубочку)
- Куда деваются пузырьки воздуха? (Всплывают из-под воды и возвращаются в группу)
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Воздух легче воды)
- Да, воздух легче воды.
Какого цвета воздух?
- (Воздух прозрачный)
Воздух прозрачный и он есть везде.
Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги, приклеенная на пластилин. Внимательно посмотрите, полоска бумаги - какая? Потрогайте. (сухая)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Как вы думаете, что получится?
- (Бумага намокнет)
- Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? (Ответы)
Коллеги, в стакане есть воздух, и он не пропускает туда воду. Воздух есть везде, мы его не видим, но он есть во всех пустых объёмах (ёмкостях)
А можно ли поймать воздух? (Ответы детей)
Возьмите, пожалуйста, целлофановые пакеты. Откройте их, и подвигайте несколько раз вверх и вниз. Поймали воздух. На что похож пакетик с воздухом? (Ответы детей: на шарик, киску с ушками, на подушку). Давайте выпустим воздух на волю. положите пакетики.
А как можно почувствовать воздух? (Вдохнуть)
Вдохните и подставьте ладонь. Почувствовали? А как ещё? А если попробовать помахать? Что получится? Что вы почувствуете? (Ветер, воздух)
В очень давние времена, люди для того, чтобы им не было жарко, использовали веер. Возьмите каждый свой веер и помашите. Что вы чувствуете? (ветерок).
А как же получился этот ветерок? Веер движется и как бы подгоняет воздух, заставляет воздух двигаться. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер — это и есть движение воздуха.
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)
Каждый старается, к небу, (потягивания, руки вверх,
к солнцу тянется. встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками) Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Еще один вопрос о свойстве воздуха - чем пахнет воздух?
- Вдохните поглубже. Почувствовали запах? А хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»
- (Да)
- Тогда, закрывайте глаза и не подглядывайте. (Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока)
- Какой запах вы чувствовали?
- (Ответы детей)
- Имеет ли свой запах воздух?
- (Ответы детей)
- А что может делать воздух? Что может воздух передавать?
- (Воздух может передавать запахи.)
Молодцы правильно. Воздух передает запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать.
А теперь поиграем. Внимательно слушайте.
Игра "Бывает- не бывает".
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать жестами. Если "Да"- хлопайте в ладоши, если "Нет"- качайте головой.
Воздух бывает теплый? (да)
Воздух бывает чистый? (да)
Воздух бывает пушистый? (нет)
Воздух бывает легкий? (да)
Воздух бывает грязный? (да)
Воздух бывает сердитый? (нет)
Воздух бывает холодный? (да)
Воздух бывает полосатый? (нет)
Воздух - это удивительный газ, без которого нет жизни на земле. Это не просто газ, а смесь кислорода, водорода и углекислого газа. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Давайте проведем небольшой эксперимент.
- Ребята, что это?
- (Свеча)
- Я сейчас зажгу свечу. Что она делает?
- (ответ детей)
- Может ли свеча загрязнить воздух?
- (Ответы)
- Подержать над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стеклянную баночку. Через некоторое время увидим, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти. А теперь я ее накрою баночкой. Что мы видим? Свеча потухла. Почему?
Огня не может быть без кислорода. - Ребята, что это на донышке?
- (Грязь)
- Вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить баночку. А если оно загрязняет баночку, значит, что ещё оно загрязняет? Что находится вокруг нас? -(Воздух)
- Правильно, горящее пламя загрязняет воздух.
- Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым с ГРЭС, заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины. В соответствии с ответом показываю картинки.
- А что помогает очищать воздух? На заводах и на нашей Приморской ГРЭС установлены специальные фильтры, которые очищают воздух; важными очистителями и поставщиками воздуха являются растения. Как мы можем помочь очистить воздух в нашем поселке?
- (Ответы детей)
Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать?
- (ответы детей)
Эта техника называется кляксография.
Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю гуаши на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки для коктейля в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
- Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?
- (ответы детей)
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Как называется техника рисования воздухом?
Мне очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Желаю вам продолжить экспериментировать и узнавать много нового и интересного. Спасибо.