Наталья Райкина
Опыт работы по организации двигательной активности детей в зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель моей работы и работы всех сотрудников нашего дошкольного учреждения.
В процессе многолетней работы в должности инструктора по физической культуре, я обратила внимание на то, что в последнее время большинство детей, поступает в детский сад с ослабленным здоровьем. Они подвержены частым простудным заболеваниям, особенно в осенне-зимний период, поэтому родители предпочитают в это время года занять детей дома, но чаще всего дети смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, что оказывает отрицательное влияние на их здоровье.
Недостаточная двигательная активность детей в зимний период-актуальная проблема на сегодняшний день. Это и вызвало необходимость направить свою деятельность на развитие двигательной активности детей на воздухе.
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания- совершенствование функциональных систем и закаливание организма. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения направленные на развитие качества выносливости, общее укрепление здоровья и повышение работоспособности организма.
Организации двигательной деятельности с детьми на воздухе предшествует большая подготовительная работа. Учитывая, что главными воспитателями ребёнка являются его родители, необходимо установить контакт и взаимодействие с ними.
Ежегодно, в сентябре на общем родительском собрании я знакомлю родителей с формами работы по повышению двигательной активности детей в детском саду, в частности на воздухе в разное время года. Предлагаю объединить совместные усилия семьи и дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни. В этом году родительские собрания проводились дистанционно и многие вопросы решались с родителями в онлайн-режиме.
Огромное внимание уделяю подбору информации для размещения в родительских уголках. Это консультации на различные темы: «Как сберечь здоровье детей в зимний период?», «Физкультурно - оздоровительная работа в зимний период», «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку», «Мороз и солнце – день чудесный!», «Трус не играет в хоккей!» «Мы мороза не боимся!» «Наши саночки летят…» и др.
С приближением зимы, возникает вопрос о приобретении детям подходящей одежды для физкультурных занятий на воздухе. Рекомендации по данному вопросу размещаются не только в родительских уголках, но и на сайте детского сада, а также в родительских группах в Viber, где родители имеют возможность обсудить данную тему, задать интересующие вопросы.
Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», у каждого ребенка в группе должна быть специальная форма для занятий физкультурой.
Для тренировок на свежем воздухе в зимний период
- При температуре от + 12 до +2 одежда должна иметь три слоя: нижнее белье из хлопчатобумажной ткани, например фланелевая рубашка и спортивный трикотажный костюм. На голову надевают шапочку из хлопчатобумажной ткани.
- От 0 градусов и ниже дополнительно надевают колготки или трико и перчатки.
- При температуре от -6 до -15 градусов рекомендуется легкая куртка, тренировочный костюм с начесом, фланелевая рубашка, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, а также шерстяная шапочка на подкладке и перчатки.
- При более низкой температуре физкультурные занятия и спортивные развлечения на улице не проводятся.
При подборе одежды учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Содержание занятий на воздухе планирую в соответствии с учебной программой дошкольного образования.
При проведении двигательной деятельности на воздухе использую не только спортивную площадку, но и всю территорию дошкольного учреждения. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и физических качеств. Это позволяет детскому организму активнее насыщаться кислородом, способствует лучшей работе мозга, укрепляет дыхательную и сердечно сосудистую системы, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности, которая достигается благодаря включению в занятия до 5 пробежек. Физическую нагрузку при использовании бега легко дозировать, изменяя его скорость, время или пробегаемое расстояние, а так же используя различные виды бега.
При проведении общеразвивающих упражнений величину физической нагрузки дозирую подбором упражнений по сложности выполнения, темпу их проведения, числу повторений каждого упражнения. С целью повышения моторной плотности использую фронтальный и групповой способ организации детей при выполнении движений, различное физкультурное оборудование. Особенностью проведения ОРУ на воздухе является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению.
На протяжении занятия на воздухе дети выполняют большой объём физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции лёгких необходимо выполнять дыхательные упражнения, которые способствуют развитию дыхательной мускулатуры.
Особое внимание уделяю планированию спортивных упражнений: катанию на санках, скольжению по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах.
Сначала дети получают теоретические знания, которые предшествуют практическим занятиям. Целью теоретической подготовки является: сформировать начальные знания:
• знания о своем физическом состоянии,
• знания о своих физических возможностях
• знания и представления о своем организме знания о физических упражнениях
• знаний о содержании и правилах игр и т. д.
Лыжи- обязательный выносной атрибут в нашем детском саду. Детей обучаю ходьбе на лыжах переменным, скользящим шагом, поворотам, переступанием вокруг носков лыж направо, налево, подъёму на невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой», спуску с горки.
В зимний период дети осваивают элементы игры в хоккей, а именно: ведение шайбы в заданном направлении, выполнение бросков (на месте и в движении) друг другу, в ворота. Детям нравится выполнять с клюшками общеразвивающие упражнения, сбивать предметы с разного расстояния, или проводить шайбу до ориентира и обратно различными способами, забивать шайбу в ворота. Игра в хоккей воспитывает чувство дружбы и товарищества, взаимопомощь и честность.
В своей работе с детьми зимой совершенствую приёмы разнообразного метания: метание в горизонтальную цель и в вертикальную цель. Обучаю метанию на расстояние с места, и с разбега, метанию в движущуюся цель. Метание помогает развивать у детей глазомер и координацию движений.
С целью повышения двигательной активности детей на воздухе большое внимание уделяю играм – эстафетам, они подобраны таким образом, чтобы дети могли применить приобретённые на предыдущих занятиях навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений. Игры – эстафеты способствуют максимальному проявлению двигательных способностей детей, ведут к интенсивному совершенствованию двигательных навыков и качеств.
Подвижные игры в занятиях на воздухе очень разнообразны. Ребятам нравятся игры, которые требуют проявления выдержки, волевых усилий и ловкости движений. Сюжеты подвижных игр разнообразны и способствуют активному движению детей.
Стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей позволяют физкультурные досуги и развлечения, где дети ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.
Максимальное использование зимнего сезона для оздоровления детей, их физического развития, закаливания, эмоциональной зарядки способствует осуществлению охраны здоровья подрастающего поколения в нашем детском саду.