Анна Пужалина-Масина
Конспект НОД в старшей группе «Автоматизация звука [М]. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить навыки правильного произношения звука «М», добиваться полного ответа детей на вопросы.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
• Упражнять детей в правильном употреблении предлога –НА.
• Учить составлять предложения с заданным предлогом по картинкам, правильно употреблять его в речи.
• Учить отвечать на вопросы предложениями.
Коррекционные:
• Развитие речевого слуха и фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлога –НА.
• Автоматизация звука М в словах.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Автоматизация звука [М], Зимние забавы“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Упражнять в умении определять наличие и место звука М в словах.
• Закреплять артикуляционные позы языка.
• Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
• Активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы.
• Учить работать в коллективе, вырабатывать стремление соблюдать нормы поведения, чувства уважения к педагогу и друг к другу.
Оборудование:
Снежинки по количеству детей; картинки со звуком М : малина, мяч, муха, морковь, медведь, панама, камыш, самолет, камаз, дом, альбом, сом, гном; картинки без звука М : кастрюля, диван, паук, рубашка, капуста, автобус;
схемы слов; картинки «Зимние забавы»; аудиозапись физ. минутка «Играем в снежки», аудиозапись артикуляционной гимнастики «Снеговик»; детали снеговика.
1. Организационный момент.
Дети встают около стульчиков
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
Давайте друзья улыбнёмся друг другу.
Улыбки подарим гостям.
К занятию готовы?
Тогда за работу.
Удачи желаем
Всем нам!
Воспитатель: Что помнить должны обязательно дети?
Дети:
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите к нам прилетели снежинки. А давайте каждый возьмёт по снежинке и мы с ними поиграем?
(Каждый ребёнок берёт снежинку, присаживается и кладёт снежинку себе на ладошку)
Упражнение на дыхание:
Мы снежинки увидали, (Снежинка на ладошке, рука вытянута вперёд)
Со снежинкою играли. (Поднести ладошку со снежинкой к губам, сфокусировать на ней взгляд)
Вот снежинки полетели. (Дуют на снежинку)
И на землю плавно сели.
Воспитатель: Давайте соберем снежинки и уберем их на стол.
Дети садятся на стульчики.
2. Исполнительный этап.
Воспитатель: Ребята, а что можно слепить из снега, если его много.
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сегодня слепим снеговика?
Дети: Давайте
Воспитатель: Вижу, ребята, что не у всех еще язычки проснулись. А наш язычок тоже умеет лепить снеговика.
Артикуляционная гимнастика: «Снеговик»
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа –снег,
Слева - сугроб (упражнение «Часики»)
И вокруг метёт снежок (язычок по кругу, упражнение «Варенье»)
Взял лопату язычок (упражнение «Лопатка»)
И пошёл кидать снежок (упражнение «Качели»)
По дорожке поскакал (упражнение «Лошадка»)
И на горку забежал (упражнение «Горка»)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку)
Веселился (упражнение «Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упражнение «Улыбочка», зубы не видны)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается в щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки (надуть щёки)
Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем вторым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)
Воспитатель: Вот теперь вижу, что у всех язычки проснулись. Начнем лепить снеговика?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того чтобы его слепить, нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5 (загибать пальцы по одному)
Мы во двор пошли гулять. («идём» по колнкам указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись (положить ладошки на колени, то одной, то другой стороной)
(На доске составлен большой круг из картинок со звуком М, которые расположены по кругу, но не ровно)
Воспитатель: Да, слепили мы с вами снежный ком, только получился он какой-то неровный. Я знаю, что надо сделать. Для этого надо вспомнить, с каким звуком мы с вами недавно познакомились?
Дети: Звук М.
Воспитатель: Правильно. Так вот, что бы наш ком стал ровный и круглый надо убрать с него все лишние картинки. А лишними будут картинки
в словах которых нет звука М.
Дети называют картинку в слове которой нет звука М. (Воспитатель убирает эти картинки.)
Воспитатель: Вот наш ком и стал ровным, круглым. Давайте назовём, какие картинки остались, произносим звук М правильно.
Воспитатель: Продолжим лепить снеговика? Вот только снега у нас не осталось. Ребята, что мы будем делать? Как нам поступить?
Дети: Мы разделим один большой ком на разные по величине комочки.
Воспитатель: Правильно, для этого мы найдём разное место звука К в словах с помощью схем.
Дети выбирают слова со звуком М в разных позициях и распределяют на доске согласно схем, объясняя свой выбор:
-Это Мяч, звук М находится в начале слова.
-Это саМолет. Звук М в середине слова.
-Это гноМ. Звук М в конце слова и т. д.
Воспитатель: Вот какой снеговик у нас получился.
Воспитатель: Ребята, а зимой весело или грустно?
Дети: Весело!
Воспитатель: Да, друзья зимой очень весело, потому, что дети катаются НА…
( Демонстрируются картинки по теме: «Зимние забавы»)
- Дети катаются на коньках.
- Дети катаются на лыжах.
- Дети катаются на санках.
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами и покатаемся.
Аудиоигра «Зимние забавы»
Воспитатель: А ещё зимой дети играют в снежки.
Физминутка: «Играем в снежки»
Воспитатель: А снег всё идёт, снежинки падают, падают….
Игра: «Куда упала снежинка. Расскажи.»
Воспитатель размещает снежинку в любом месте картинки. Просит ребё нка составить предложение:
-Куда упала снежинка?
Дети:
- Снежинка упала НА шляпу.
- Снежинка упала НА ёлку.
- Снежинка упала НА морковку.
- Снежинка упала НА метёлку.
- Снежинка упала НА дом.
Воспитатель: Ребята, пора прощаться с нашим снеговиком, но вам не кажется, что ему одному будет скучно?
Дети: Да!
Воспитатель: Чем мы ему можем помочь?
Дети: Слепить друга.
Воспитатель: Ребята, подходите к столу, на нем детали снеговика, нам нужно его собрать. (Обсуждается алгоритм действий, детали клеятся на ватман.)
3. Завершающий этап.
Воспитатель: Вот, со всеми заданиями справились. Думаю, что нашему снеговику не будет скучно.
Дети, скажите, вам понравилось наше занятие? Что было сложным для вас? Что больше всего понравилось? Скажите, с каким звуком мы с вами работали на занятии?
Воспитатель: Спасибо, за занятие.