Людмила Демьянцева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;
- упражнять в умении составлять коллективный рассказ по картине, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- координировать речь с движением.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» - «Художественно-эстетическое творчество. Лепка», «Художественно-эстетическое творчество. Музыкальное развитие», «Восприятие художественной литературы», «Социально-коммуникативное развитие».
Формы работы: игровые упражнения, подвижная игра, ситуативный разговор, беседа, составление рассказа по картине, лепка.
Ожидаемый результат:
- проявляет любознательность, интерес к изучению природы;
-может описать красоту зимнего пейзажа;
- составляет рассказ по картине;
- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками.
ТСО: музыкальный центр, СD с записью произведений П. Чайковского из цикла «Времена года» и Г. Свиридова «Метель»; зеркальный шар; диаскоп; мультимедиа.
Материал: опорные картинки с признаками зимы; картина «Зима в городе»; конверты с частями снеговика; соленое тесто; стразы и пайетки; еловые шишки, корзина; игрушки снеговик и белочка; письмо.
Предварительная работа:
• беседа о временах года;
• наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе;
• рассматривание иллюстраций о зиме;
• чтение и заучивание стихотворений русских поэтов о зиме, Волиной «Снежинка»
• разучивание разминок «Ой, мороз», «Зима»;
• пальчиковая гимнастика с шишками;
• слушание и обсуждение фрагментов из цикла П. Чайковского «Времена года»,
Г. Свиридова «Метель»;
• работа с солёным тестом.
На ковре – «полянка в сквере»: белые сугробы (простыни); деревья: зелёные ели, берёзы в инее; на деревьях птицы; скамейки в снегу.
1. Мотивация детей к деятельности. Сюрпризный момент: Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром почтальон принес нам письмо. Сейчас я его прочту. Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам белки из соседнего сквера. Вы помните, как приходили к нам осенью и любовались осенней природой? Сейчас у нас сказочно красиво – как будто все в серебре! Приглашаем вас в гости в зимний сквер. Ждём, ваши белки».
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Зима) Зима какая? (Холодная, морозная, снежная, трескучая) Вы боитесь мороза? (Нет) Покажите.
Разминка «Ой, мороз». (Координация речи с движением)
Ой, мороз, мороз, мороз, снегом ветки он занёс. (покачивают руками над головой) А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцем, хлопают в ладоши) Ой, мороз, мороз, мороз, он хватает нас за нос. (прикладывают указательный палец к носу) А мы не боимся, а мы веселимся!
(грозят пальцем, хлопают в ладоши) Ой, мороз, мороз, мороз, щиплет щёки он до слёз. (прикладывают ладони к щекам) А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцем, хлопают в ладоши) Лыжи с санками возьмём и кататься в сквер пойдём. (показывают движения руками, как на лыжах) А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцев, хлопают в ладоши)
Воспитатель: Какие вы молодцы, не боитесь мороза! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
2. Постановка цели предстоящей деятельности детьми: мы будем говорить о зиме. Воспитатель: правильно, как вы догадались? (ответы детей) Вы расскажите, что знаете о зимних явлениях, зимних забавах; мы вместе составим рассказ по картине и вы вылепите из соленого теста снежинки.
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся к белкам? У меня есть и угощение для них – кедровые орешки. Как можно добраться до сквера зимой? (Предложения детей) Давайте встанем на лыжи и отправимся в сквер.
Речевая гимнастика. (Развитие речевого аппарата) – Снег скрипит под лыжами: сссс! сссс! сссс! сссс! (имитация движений на лыжах) - Подъехали к горке. Присели! Скатились с горки! Шшшшш… У – у – ух! Ох! - Хорошо зимой гулять! Вдохнём, радостно скажем на выдохе: «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела!»
Воспитатель: Вот мы и в сквере на полянке. Что вы видите? (Ответы детей) Как красиво вокруг! А вот и белка на ёлочке, угостим её орешками. Кто хочет прочитать стихотворение о зиме?
Стихотворение о зиме (читает ребёнок). (Создание эмоционального настроя детей)
Воспитатель: Спасибо, теперь мы узнали какая красивая берёза зимой! Присядьте на скамейки. Но сначала сдуйте снег.
Упражнение на дыхание. (Развитие дыхания) Вдох носом, длительный выдох через рот, плечи не поднимать.
Воспитатель: Под снегом на скамейках вы нашли картинки. Рассмотрите свою картинку и расскажите, что бывает зимой.
1 ребёнок - Зимой часто идёт белый снег. 2 ребёнок - Зимой на земле лежат большие сугробы. 3 ребёнок - Зимой деревья покрыты пушистым инеем. 4 ребёнок - Зимой реки и озёра покрыты толстым льдом. 5 ребёнок – Зимой люди надевают тёплые шубы и шапки. 6 ребёнок – Зимой птицам холодно и голодно, люди подкармливают птиц. 7 ребёнок – Зимой дети катаются на санках, коньках, лыжах. 8 ребенок - Зимой дети играют в снежки и лепят снеговика.
Воспитатель: Молодцы! Как много вы рассказали о зиме. Ребята, посмотрите, как много шишек под елью. Давайте соберём их? Положите по одной шишке в корзину.
А теперь представьте, что вы снежинки.
Физминутка. Подвижная игра «Снежинки». (Координация речи с движением, развитие воображения) (Стихотворение Волиной, сопровождаемое движениями под музыку и вращающийся зеркальный шар)
Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок, Получается снежок.
Воспитатель: А теперь встаем на лыжи, нам пора возвращаться.
Ну, вот мы снова в группе. Ребята, отгадайте загадку.
Загадка.
Его не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку.
Дети: Это снеговик.
Воспитатель: Да, верно. (Ставлю игрушечного Снеговика на стол). У снеговика случилось несчастье: вьюга разбросала части снеговиков - друзей снеговика, помогите, собрать снеговиков и встретиться друзьям.
Дидактическая игра «Составь снеговика». (Развитие логического мышления, мелкой моторики) (Дети собирают из частей целого снеговика)
Воспитатель: Кто у тебя получился, Максим? Как ты составил снеговика?
Ребёнок: Я составил снеговика. Взял сначала большой ком, потом поменьше, потом ещё меньше. На голову надел ведро, вставил морковку, а в руки метлу.
Воспитатель: Посмотри, все ребята справились? (оценка работы ребенком) Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием и благодаря вам снеговики встретились.
Обратите внимание на картину. Что изображено на ней, в какое время года и где происходит действие? Расскажите, что вы видите на картине?
Составление рассказа по картине. Дети рассказывают, что видят на картине: - на картине изображена зима в городе, - горят фонари и светятся окна домов, - идёт пушистый белый снег, - на земле лежат большие сугробы, - машины убирают снег, - на рябине сидят снегири, - люди гуляют в тёплых одеждах, - дети катаются на коньках, играют в хоккей, - ещё дети лепят снеговика и играют в снежки.
Воспитатель: Мы внимательно рассмотрели картину и рассказали, что на ней изображено. Послушайте, что у нас получилось:
На картине зимний вечер в городе. На улице горят фонари и светятся окна домов. Идет пушистый белый снег, он лежит на деревьях и на крышах домов. На земле лежат большие, глубокие сугробы. Работают снегоуборочные машины. Люди гуляют в теплых одеждах. Дети катаются на коньках, играют в хоккей, слепили большого снеговика. Хорошо зимой! А теперь покажите то, о чём вы говорили.
Разминка «Зима». (Координация речи с движением) Наконец пришла зима. разводят руки в стороны Стали белыми дома. руки над головой домиком Снег на улице идёт, поднимают и медленно опускают руки Дворник улицу метёт. покачивают опущенными руками вправо-влево Мы катаемся на санках, приседают, руки вытягивают перед собой Пишем на катке круги, руки за спиной, поворачиваются кругом Ловко бегаем на лыжах, движения руками, как при ходьбе на лыжах И играем мы в снежки. «бросают снежки»
Воспитатель: Спасибо, вы сегодня очень старались! И я приглашаю вас за стол, чтобы вылепить из солёного теста снежинки, украсить их. Но сначала подготовим наши руки, а помогут нам еловые шишки.
Пальчиковая гимнастика с еловыми шишками. (Развитие мелкой моторики) Выполняют действия в соответствии с текстом Л. Орловой.
Шишку в руки я беру, то сожму, то разожму. Поиграю с нею – ладошки разогрею. Вот сжимаю правой, вот сжимаю левой… Буду шишки я сжимать, буду руки укреплять.
4. Самостоятельная работа детей. Продуктивная деятельность: лепка снежинок. Звучит музыка П. Чайковского «Камелек», дети скатывают тонкие колбаски, располагают их в виде снежинок, украшают стразами и пайетками.
Воспитатель: Какие красивые получились снежинки! А из чего вы лепили их? Какие снежинки вам больше нравятся? (оценка деятельности детьми). Вчера мы рассматривали снежинки на прогулке, сегодня вылепили их из соленого теста, завтра, когда они высохнут, мы покроем их лаком, и они даже летом будут нам напоминать о зиме.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Где мы сегодня были, что делали? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Мы ходили в зимний сквер, рассказывали о зиме, составляли рассказ по картине, составляли снеговиков, лепили снежинки из солёного теста.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Мы чудесно пообщались. Вы много знаете о зиме, о зимних явлениях и забавах, составили рассказ по картине и слепили красивые снежинки. Спасибо вам, спасибо мне. Ребята, если вам все понравилось, все у вас получалось легко – возьмите белую снежинку, если у вас были небольшие затруднения – возьмите синюю снежинку.
6. Самооценка. Дети выбирают снежинки и объясняют свой выбор.