Анна Нуриева
НОД в комбинированной старшей группе «Перелетные птицы» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в комбинированной старшей группе «Перелетные птицы»
с использованием ИКТ
Подготовила: Нуриева А. И.
2016г.
Цель: продолжать расширять знания о перелетных птицах края, познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
Программное содержание
Публикация «НОД в комбинированной старшей группе „Перелетные птицы“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Образовательные задачи:
1. закреплять с детьми характерные признаки весны;
2. упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи, в развитии мыслительных процессов, выделении существенных признаков, уточнение и расширение словаря в подборе прилагательных и глаголов к существительному, слов со сходным и противоположным значением, образовании множественного числа, высказываться полным предложением.
3. расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;
4. дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
5. формировать активный интерес к художественному слову;
7. учить отгадывать птиц по голосу.
Развивающие задачи :
1. развивать общую моторику путем различных движений и упражнений;
2. развивать логическое мышление и внимание; активизировать речевую деятельность детей; развитие памяти.
3. развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать связную речь детей, умение образовывать однокоренные слова (грач- грачата, грачонок) .
4. обогащать словарь детей новыми понятиями;
Воспитательные задачи:
1. воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
2. заложить основы экологического воспитания;
Коррекционные задачи: упражнять детей в отгадывании загадок, описывающих характерные признаки птиц; развивать лексико-грамматический строй; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения; развивать фонематическое восприятие; совершенствовать навыки связной речи; развивать общую моторику; развивать пространственные представления; формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации
Методы и приемы: словесный метод, иллюстрирование, метод примера, создание проблемной ситуации, дидактические игры, подвижные игры.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек, заучивание стихотворений по теме; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др. беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением времени года- весна, птиц.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»- Развитие свободного общения между взрослым и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в природе.
«Познавательное развитие»- Развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Физическое развитие»- Развивать координацию движений, развитие интереса к участию в подвижных играх, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Художественно- эстетическое развитие»- Формирование восприятия музыки, художественной литературы, фольклора.
Материал к занятию: Игрушка ворона; презентация «Перелетные птицы» фонограмма «Голоса птиц» мелодии песни «Приход весны» В. Моцарта; письмо; мяч; тексты загадок о перелетных птицах. Обручи и маски птиц для подвижной игры. Перышки.
Словарная работа: перелетные птицы, певец, трели, черноклювый, черноглазый, лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;
Ход занятия.
Воспитатель с детьми входят под звучание мелодии песни «Приход весны» В. Моцарта на фоне пения птиц.
В - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение своими улыбками.
А теперь встаньте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла (Весна) .
В- правильно молодцы это весна.
В-ребята у природы нет плохой погоды. Каждое время года очаровательно по своему. Но у весны своя, особенная прелесть. Какая?Просыпаются и оживают деревья, растения, и насекомые.
Причитаем стихотворения о весне?
Дети читают стихи о весне.
Она природу пробуждает ото сна.
Она травою покрывает все луга.
Деревьям шапку дарит из листов,
А цветникам поляны из цветов.
Она пернатым песни раздаёт,
Она красиво по земле идёт.
Она прекрасна, радостна, светла.
Такой всегда приходит к нам весна.
В- скажите а что еще происходит весной?
Д- прилетают перелетные птицы
В- конечно же, молодцы. Дети посмотрим какая сегодня весенняя погода за окном.
Обращаем внимание на погоду за окном (обговариваем небо голубое чистое, ясное солнце и т. д,) замечаем на окне ворону с запиской в клюве.
В- посмотрите дети. птичка но она совсем не двигается, Кто узнал что за птица (ворона) что же с ней случилось? а что же у неё в клюве? Посмотрим (ответы детей) записка
В- вам интересно что же в записке? Хотите узнать (ответы детей) тогда прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы.»
В- Ребята, поможем перелетным птицам (да)
P.SВолшебник спрятал конверт с заданиями в вашем зале. Отыщите его скорое.
В- дети найдем конверт с заданием?
Дети ищут конверт.
Нашли молодцы проходите и садитесь на стульчики, вскрываем конверт
1задание. Дети я вам прочитаю стихотворение,послушай те его внимательно и расскажите о ком в нем говориться.
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке,
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
В-Скажите мне пожалуйста, о ком говорится в этом стихотворении?
Д- о птицах.
В- а о каких птицах? Скажите полным предложением
Д- в этом стихотворении говорится о перелётных птицах.
В- правильно молодцы. быстро справились с первым заданием. А что бы перейти к следующему заданию надо хорошо подготовиться и вспомнить много птиц.
Пальчиковая игра «Стайка»
Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка, хлопают в ладоши
Десять птичек – это стайка: показывают все пальцы.
Эта птичка - воробей по очереди
Эта птичка – соловей,
Эта птичка –совушка, Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта- чиж,
Эта – развеселый стриж,
Эта птичка – злой орлан, Птички, птички, по домам! (сдать кулачки)
В- Стайка улетела, от злого орлана а несколько перышек осталось. Возьмите по перышку, положите на ладонь, рассмотрите его, тихонько подуйте, проследив глазами за его полетом.
Теперь вы готовы к выполнению следующему заданию.
2задание. Угадай птицу по голосу. подскажу загадкой
3слайд – (голос грача)
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач) .
Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Грачи прилетают самыми первыми, как только растает снег на полях.
Грач вьет гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
4слайд-(голос скворца)
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).
Скворцы прилетают вслед за грачами. И питаются сначала дождевыми червями. А позже уничтожают гусениц. Охраняют леса и сады. Люди мастерят для скворцов – скворечники.
5слайд-(голос соловья.)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это… (соловей) .
Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,
Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках, на земле, или вьют новые)
Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.
6слайд- (голос ласточки)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Ласточка мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе
7слайд. (голос кукушки)
5. В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут (кукушка)
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
8слайд (голос журавля)
6. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (журавль)
Журавль - крупные, длинноногие и длинношеие птицы.
В- А от куда возвращаются перелетные птицы?
Д- с юга и теплых, жарких стран прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)
В- Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои домики которые называются (гнезда)
А как называются домики для птиц которые делают люди (скворечник)
Попробуем его сделать?
9слайд Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
В-Молодцы ребята, хорошо птичек зазывали, и развешивали наши скворечники. (присаживайтесь на стульчики)
В-Дети, Оказывается, птицы улетают одни ночью, а другие днём. Но перед полётом они совершают пробные полёты, потому что у них путь долгий и не легкий. Кто знает как перелетают птицы?
Д- Они перелетают стаей.
10 слайд В- так хорошо многие птицы перелетают «стаей»
11 слайд В-другие например журавли перелетают «клином». В виде треугольника
12слайд а еще птицы выстраиваются «цепочкой» в одну линию.
В- дети вы уже знаете что прилетевшие птицы в первую очередь отыскивают и ремонтируют свои гнезда или строят новые. А для чего им нужны гнезда?
Д- что бы выводить птенцов.
В- отлично. А вот мы и подошли к 3 задание. НАЗОВЕМ ПТЕНЧИКОВ
3задание. Игра с мячом “Назови детеныша ”. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачонок - грачата) .
- Скворец (скворчонок - скворчата) .
- Кукушка (кукушонок - кукушата) .
- Аист (аистенок – аистята) .
- Жаворонок (жаворушонок –жаворушата)
-Гусь (гусенок- гусята)
-Утка (утенок- утята)
В- здорово мы справились еще с одним заданием злого волшебника.
П/И «Найди своё гнездо».
- Дети вы хотите сами побыть птицами и птенчиками? и поиграем в игру «Найди своё гнездо». Я разложу обручи – это птичьи гнёзда. В каждом гнезде будет находиться птица. А вы – птенцы (детям одеваются маски). По моей команде: «Раз, два, три, лети!» вы будете летать. А по команде: «Гнездо!», вы полетите к своим мамам в гнездо. Будьте внимательны (Игра проводится 2-3 раза, меняются в гнёздах мамы-птицы) .
-Внимательные дети, никто не ошибся.
Садитесь на стульчики.
Вы готовы продолжать расколдовывать птиц?
4задание. Это задание не простое нужно ответить на вопросы злого волшебника. Но вы уже столько знаете про птиц, и я просто уверена что вы справитесь
«Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя)
У какой птицы Самые длинные ноги? (цапли, журавля)
У какой птицы Самый длинный клюв? (у цапли)
Какие птицы лучше всех поют? (соловьи)
Молодцы!
В-Как вы думаете, почему их называют перелетными? (Осенью они улетают в теплые края, а весной возвращаются.)
-Чем отличаются птицы? (Размером, голосом, оперением)
- Какую пользу приносят птицы? (Радуют пением, с ними не скучно. Спасают от вредителей деревья, поля, огороды. Украшают природу.)
В- дети издавна люди заметили связь между природными явлениями и поведением птиц. Проверим, знаете ли вы народные приметы. Я буду начинать, а вы заканчиваете примету.
1. Ласточка стучится в окно - будет известие.
2. Грач на горе - …. (весна на дворе)
3. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев - ….(к холодному лету)
4. Увидал скворца - …. (весна у крыльца)
5. Воробьи в пыли купаются - …. (к дождю)
6. Перелётные птицы летят стая за стаей - …. (к дружной весне)
7. Подкорми птиц зимой - …. (они оплатят тебе добром летом)
8. Соловей всю ночь поет- (к хорошей погоде)
9. Кукушка кукует на сухом дереве - похолодает.
Мы выполнили все задания злого волшебника. он теперь расколдует всех перелетных птиц и они к нам вернутся.
Релаксация
Ребята, а что может произойти, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? Произойдет беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц друзья!
Слайд 13 ВОРОНА ОЖИВАЕТ И БЛАГОДАРИТ ВАС
В-Дети я очень вами довольна и горжусь что вы согласились помочь перелетным птицам, сняли злые чары злого волшебника. А сейчас вспомните и расскажите о ком мы сегодня с вами говорили? Какие игры вам понравились? Что нового узнали? Вам понравилась сегодня помогать перелетным птицам?