Екатерина Щукина
НОД в старшей группе «Путешествие в прошлое Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с тем, какой представляли себе нашу Землю в далеком прошлом.
Материалы и оборудование: ноутбук. Иллюстрации
Ход занятия: В начале занятия педагог спрашивает:
-Ребята! Как называется планета на которой мы живем? (ответы детей)
-Правильно, Земля. Если смотреть на Землю с очень большой высоты, из космоса, то как она выглядит? (ответы детей)
-А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета? (ответы детей)
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Земля вращается вокруг Солнца. Задав такие вопросы, какие я сейчас вам задаю, в древности, вы бы получили совсем другие ответы. В те далекие от нас времена представления людей о нашей планете были совсем другими.
Древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на огромное блюдо (показать иллюстрацию). На этом блюде расположены горы и равнины, леса, поля, реки, моря и озера.
Сверху необыкновенное блюдо покрывает небосвод. Он твердый и напоминает колпак. Днем небосвод голубой, и по нему плывет золотое Солнце, а ночью небосвод становится темным, и на нем загораются звезды месяц.
Древние греки считали, что звезды – это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молотками к небесному своду.
Представьте, дети, что за чудо-
Земля, похожая на блюдо!
На плоском блюде лес и горы,
Равнины, реки и озера.
Как будто твердым потолком,
Земля прикрыта колпаком.
Днем он прозрачный, голубой,
И солнце по нему плывет,
А ночью – звездами, Луной
Украшен темный небосвод.
В древние времена люди считали Землю центром всего мира. Они думали, что Солнце движется вокруг неподвижных планет.
-Если я сейчас спрошу вас, на чем лежит Земля, то вы наверняка удивитесь моему вопросу. А в прежние времена такой вопрос очень часто и серьезно обсуждали.
Некоторые народы всерьез полагали, что наша планета лежит на трех слонах- великанах. Другие думали, что Землю держат огромные киты (показать иллюстрацию). А вот древние египтяне представляли нашу планету в виде огромного ящика, по углам которого расположены столбы, поддерживающие небо.
Жители древнего Китая считали, что Земля плоская, как блин, и со всех сторон ее окружают горы.
А какой представляли нашу планету наши предки? (ответы детей)
-Наши ближайшие предки – славяне считали, что земля что – то вроде громадного сундука, у которого крышка – небо, на которой укреплены звезды.
Землю наши предки считали живым существом. Землю они называли матерью, относились к ней с большим уважением и любовью, даже справляли 10 мая именины земли. В этот день ее нельзя было тревожить: ни копать, ни пахать.
Древним казалось, что Солнце перемещалось по небу в золотой колеснице.
-Подумайте, почему Земля казалась людям плоской? (ответы детей)
-Представьте, что вы выщли на улицу, чтобы поиграть на площадке. Посмотрите под ноги. Какой вам кажется Земля, по которой вы ступаете? (ответы детей)
-Верно! Плоская, как пол. Правда, на ее поверхности попадаются кочки и канавы, но общее впечатление все – таки такое, что Земля плоская. Вот и в древние времена, когда люди знали только те небольшие участки земли, где жили, наша планета казалась им плоской. Чтобы убедиться в том, что Земля похожа на огромный шар, нужно увидеть ее с очень большого расстояния.
-Со временем, кроме совершенно невероятных легенд, люди стали накапливать первые знания о космосе. Но так, как все наблюдения делались не вооруженным глазом, узнать о космосе наши предки могли не много.
Сначала считалось, что Земля – главная, центр и все другие планеты, включая Солнце вращаются вокруг нее.
Позже ученый доказал, что центром является Солнце и наша планета вращается вокруг него. Звали этого человека Галилео Галилей. Это открытие доставило ему много неприятностей. Его привлекли к суду за такое утверждение. Его современники не хотели верить в это! Ведь давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным. Самым важным.
Также долгое время считали, что звезды неподвижны. А вы как считаете, так ли это? (ответы детей)
-Изобретение телескопа позволило людям начать более глубокие исследования космоса и получить более точные сведения о звездах.
Сегодня над изучением космоса трудятся тысячи людей. Огромные обсерватории, лаборатории, институты каждый год совершают множество новых открытий за окружением нашей планеты.
В конце занятия педагог подводит итог. Задает детям вопросы на закрепление полученных знаний:
-Какой представляли нашу Землю древние греки, египтяне, славяне?
-Почему славяне называли Землю «матушкой»?
-Как вы думаете, они были правы? Почему?