Наталья Логачева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме.
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского и мужского белгородского народного костюма. Познакомить с видами головных уборов. Учить детей группировать мужскую и женскую одежду, обобщать одним словом одежду и головные уборы.
Развивающие: развивать познавательную активность, умение ориентироваться в прошлом одежды родного края.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Путешествие в прошлое одежды родного края“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, к родному краю, народным играм.
Словарная работа: ввести в активный словарь слова-названия элементов женского и мужского белгородского народного костюма (сарафан, кокошник, платок, понева, порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак, завеска)
Предварительная работа:
Экскурсия в русскую избу: рассматривание старинной одежды (сарафан, кокошник, рубаха, знакомство с ее названием.
Рассматривание журналов, раскрасок, художественной литературы и иллюстраций к ним.
Рассматривание предметных картинок «Современная мужская и женская одежда»
Беседа с детьми о жизни народа родного края.
1 этап: Мотивационно-ориентировочный:
(воспитатель, одетый в национальный костюм, заходит в группу под русскую народную мелодию, организовывает приветствие)
- Здравствуйте, девицы-красавицы!
Здравствуйте, молодцы!
Поклон вам, гости званные, да желанные!
«Как у наших воротях стояла я - Федора,
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красивым узором расшита рубаха,
Сарафан кушаком подвязан, красиво завязан».
- Ребята, вы услышали, как меня зовут? Как? (Федора) Вам известно такое имя? Знаете ли вы среди своих друзей человека с таким именем? (нет) Да, у меня имя необычное, а старинное. А что еще вы заметили необычного? (одежда необычная) Ребята, а вам нравится моя одежда? (да) Посмотрите, на мне красивым узором расшита белая рубаха, черный сарафан красным кушаком подвязан. Сарафан, кушак…вам знакомы эти слова? (да) А где мы видели такую одежду и познакомились с ее названием? (в русской избе) А ещё что мы с вами рассматривали? (картинки, журналы, раскраски с такой одеждой). Да, и поэтому, знаем, как называется старинная одежда.
2 этап: Поисковый этап:
- А хотите узнать, кто и когда ее носил? (да)
- Может быть, отправимся в путешествие далекого прошлого, где жили наши предки, которые носили одежду, такую, как у меня? (да)
- А покажет нам путь-дорожку вот этот клубок. Он не простой, а волшебный. Только надо произнести слова:
«Ты катись, катись, клубок через запад на восток
И веди наших ребят прямо в прошлое опять»
(дети стоят в кругу и передают клубок друг другу, проговаривая слова)
3 этап: Практический:
(звучит русская народная мелодия, на экране появляется слайд 1 с изображением русской избы и людей)
- Вот мы с вами и попали в то далекое прошлое, которое называется – «Русь Великая».
- Кого вы здесь видите? (ответы детей) Да, здесь живут и мужчины, и женщины.
- Как назывались женщины и мужчины на Руси? (крестьянин и крестьянка, одним словом – наши предки).
- Посмотрите, в какую одежду они одеты? (ответы детей) Одеты они в старинную одежду, которая называется – «национальный костюм». А вот и местные жители нас встречают.
(Звучит музыка, воспитатель из домика на стол выставляет кукол в национальных костюмах – мальчика и девочку)
Голос с экрана: Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Маня, а меня – Ваня. Мы рады вас приветствовать. Расскажите нам, друзья, зачем пожаловали в наши края?
Ребенок: Мы хотим рассмотреть вашу одежду и узнать, кто ее носил.
Голос с экрана: Мы, конечно, вам покажем, а тетушка Федора вам расскажет. Садитесь на лавочку рядком, поговорим ладком.
Воспитатель: Слайд 2: На Руси женщины-мастерицы с помощью иголок и ниток сшивали ткань и придумывали одежду для мужчин и женщин. Получились красивые вещи, которые имели свое название.
Слайд 3: -Вот, например, посмотрите, что носили женщины. Как называется эта одежда вы уже знаете : Слайды 4-7:
Что это? (сарафан) Правильно, длинная одежда без рукавов, можно сказать, что похож он на трубу. Это слово означает «быть одетым с головы до ног». Что означает это слово, Егор?
Это – юбка, но она в старину называлась по другому. Как? (понева)
А это – рубаха. Она белого цвета, могла быть вот с таким закругленным воротником и манжетами на рукавах.
А как называется вот эта вещь? (это фартук, а назывался он – завеска). Завеска была, как высокой - до груди, так и низкой - по талии.
Слайд 8: - А вот мужская одежда, посмотрите:
Что это? (это - брюки – порты). Правильно, их носили только мужчины и заправляли их в сапоги.
А это? (рубаха). У мужской рубахи нет манжетов на рукавах и без круглого воротничка.
- Одним словом это как называется? (одежда)
Слайд 9: - А ещё, ребята, главным дополнением к мужской и женской одежде был вот такой предмет. Кто помнит, как он назывался в старину? (кушак или подпоясок). Что им мужчины и женщины подпоясывали? (Им женщины подпоясывали сарафан, а мужчины – рубаху). На Руси у предков была даже такая примета: «без пояса не ходи, от болезней его носи». Какая была примета, повторите. Они тоже отличаются. Слайд 10: Вот таким кушаком подпоясывались мужчины – он узкий. Слайд 11: а таким – женщины, он широкий.
Слайд 12: - А это - головные уборы, которые носили только женщины: кокошник, платок, чепец – круглая шапочка с завязками или лентами. Эти головные уборы носили только женщины. Слайд 13: А вот картуз с козырьком и цветком – его одевали только мужчины. Слайд 14: Как назвать эти предметы одним словом? (головные уборы)
- На Руси люди не только трудились, но и любили развлекаться и играть в разные игры. Мы с вами тоже умеем веселиться и метелицей кружиться. Хотите Ване и Мане показать?
Русская народная игра «Метелица»
- Запомнили, как называется старинная одежда? (да) А загадки отгадаете? Ну, слушайте?
Слайд 15: (картинки-отгадки)
Загадки:
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки. Что это? (Рубашка)
- Ну, а у нас на экране не рубашка, а рубаха.
Каждый день по утру надеваю я трубу.
Ну, не догадаться вам…Называется он… (Сарафан)
- Кто носил сарафан?
Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс – кушак - подпоясок)
- Кто запомнил примету про пояс-кушак?
Он украшает голову, на корону похож,
Весь расшит узорами, уж очень он хорош (Кокошник)
Рукава, длинней чем руки, значит, вы надели (Брюки - порты)
Слайд 16: Воспитатель: на Руси мужчины и женщины на праздник наряжались и уходили водить хороводы. Мы с вами тоже умеем водить хоровод. Покажем Ване и Мане? За руки друг друга берем, хоровод мы заведем.
Хоровод «Калинка»
- Наши нарядные куклы, что-то заскучали. Давайте в руки их возьмем, про их одежду рассказ заведем. Сначала расскажем о наряде Мани?
Описательный рассказ про одежду кукол.
(Дети, держа куклу в руках, говорят по одному предложению и передают другому).
- Молодцы! За это Ваня и Маня дарят нам вот такую игру, которая называется «Подбери одежду для кукол». Вот два конверта. В одном – картинки женской одежды не только старинной, но и современной, а в другом конверте – картинки с мужской одеждой. Нужно выбрать ту одежду, которая может пригодиться для Вани и Мани и прикрепить на доску возле мальчика с одной стороны и возле девочки – с другой стороны. Поэтому, нужно будет разделиться на две команды. Готовы? Тогда начинаем играть: по одной картинке берите, рассмотрите, а потом куда нужно – отнесите.
Дидактическая игра «Подбери старинную одежду для кукол».
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Но, нам пора возвращаться назад, потому что нельзя режим детского сада нарушать. Прощаемся с хозяевами и отправляемся в детский сад.
Слайд 17: картинка избы и людей. Голос с экрана: До свидания, ребята. Было интересно с вами играть.
«Ты катись, катись, клубок, через запад на восток
Приведи наших ребят, прямо в детский сад опять.
Раз-два, раз-два, в детском саду теперь детвора!»
4 этап: Рефлексивно-оценочный:
-Ребята, скажите, а где же это мы побывали сегодня? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) Молодец, Оля, Дима, вы хорошо играли, одежду куклам подбирали. Да и все вы - молодцы, хорошо теперь знаете, как выглядит старинная одежда наших предков и чем мужской костюм отличается от женского.
Воспитатель: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла одежда от такой, какой была.
Ребенок: Мы невежами не будем,
Историю русского костюма не забудем!
Воспитатель: Так испокон сохранен на Руси
Женский и мужской костюм небывалой красы!»
-Ребята, пока мы путешествовали, к нам в окошко залетели вот эти снежинки: веселые и грустные. Если вам было интересно путешествовать и у вас хорошее настроение, предлагаю выбрать веселую снежинку, ну а если кому-то стало вдруг грустно, то есть и грустные снежинки. Подумайте и выберите себе одну снежинку.
5 этап: Последующая работа:
- Ребята, мы знаем старинные головные уборы и одежду, в другой раз мы попросим Ваню и Маню рассказать нам про обувь. Согласны? Ну, а сейчас пойдемте отдыхать, в разные игры будем играть.