Ернова Анна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Приключение Пина и Биби»
Цели:
обучающая - сформировать у детей элементарные представления о
Земле.
Развивающая - развивать поисково-исследовательскую деятельность, с
помощью опыта подтвердить шарообразность Земли и почему на
Земле происходит смена дня и ночи.
Воспитательная - воспитывать любознательность и интерес к процессам,
происходящим на Земле.
Словарная работа: планета, глобус, свет, тень, день, ночь, Луна, метеорит, кратер.
1. Организационный момент,начало занятия включающие:
Дети входят в зал, становятся в круг.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Приключение Пина и Биби“» размещена в разделах
Воспитатель приветствует детей предлагает встать в круг, проводит игру- приветствие.
-«Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и дружно скажем: «Доброе утро».
Проходите, рассаживайтесь на стульчики. Садитесь удобно, спинку держите прямо.
Дети рассаживаются на стульчики.
«Раздается звонок видеосвязи на экране появляются Пин и Биби»
Пин: Я тебе говорить, Земля круглая
Биби: нет, она плоская, и если дойти до ее края, то можно свалиться прямо вниз.
Пин: Ребята, помогите нам, расскажите, кто из нас прав: плоская наша планета или круглая?
2. Основная часть
В: Ребята, как вы думаете, кто прав Пин иди Биби? Какой формы на самом деле наша планета?
Ответы детей
В: Действительно, в древности люди, по-разному представляли, как выглядит Земля. Одни считали, так же как и Биби, что она огромная и плоская, как блин или как тарелка.
Были даже смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, что там на краю.
Но были и такие, как Пин, которые убедились, что если отправиться в уть из какого-нибудь места и двигаться всегда в одом и том же направлении, они всегда возвращаются в одно и тоже место, где они и начинали свой путь.
Почему так происходило? Как вы думаете почему?
*Ответы детей*с ть небольшие мячики
Эксперимент «Земля -какая она?»
А теперь, представьте, что вы путешественники. У нас в группе есть небольшие мячики. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры.
Итак, мы стоим, как будто на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.
Практическая часть: дети выполняют эксперимент В: Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия, в то же место откуда начали свой путь?
*Ответы детей*
В: Конечно, Земля это шар.
Что представить нашу планету, ее форму, ученые придумали модель Земли – глобус.
Биби: И правда! Звучит убедительно и научно. Придется поверить.
Но я считаю, что Пин ошибается. Он утверждает, что на нашей планете день и ночь могут происходить одновременно.
Пин: Ну да, в какой части планеты ночь, а где уже день.
Биби: Такого не может быть!
Пин: Нет может!
Ребята, это же элементарно, объясните Биби, что я прав!
В: А кто прав мы сейчас с ребятами это и выясним!
Эксперимент «Отчего происходит смена дня и ночи»
В: «Смотрите: фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта.
*Ответы детей*
В: Верно, значит там или утроили вечер.
В: Ребята, а хотите слетать в космос и посмотреть на нашу красавицу планету?
*ответы детей*
Физ-минутка «Космические путешественники»
Дети берут штурвал ракеты и под космическую мелодию, бороздят просторы космоса
Пин: Какие звезды днем, это просто не может быть
Биби, нет я видел на небе звезды светят даже утром
Пин: А давай спросим у ребят, они то нам все и объяснят
В:А давайте проверим, так ли это. Правда ли, что звезды светят постоянно
У меня есть конверт, в нем как раз и лежат наши звезды, фонарь это солнце. Давайте направим свет фонаря на них.
Что произошло?
*Ответы детей*
В: «Звезды» в картонке не видны через конверт, когда мы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Вывод: В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.
Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Биби: Посмотрите какая красивая звезда, и она такая большая…
Пин: Ты что, не знаешь? Это же Луна! Луна – это не звезда, она всегда находиться рядом с нашей планетой – она ее спутник!
Биби: Вот это да! Она наверное сделана из сыра, на ней столько дырочек…
В: Биби, на Луне нет никакого сыра, там вообще ничего нет, кроме космической пыли – ни растений, ни животных. А вот, «Дырочки» на Луне – это ямки, которые называют кратеры. Они появляются, когда Луна сталкивается с метеоритами – космическими камнями.
В: Ребята, а давайте покажем Биби, как происходит метеоритный дождь на Луне?
Опыт «Кратеры Луны»
-Представьте, что это поверхность Луны (мука, а песок-это поверхность нашей Земли, а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, образовались углубления, ямы, кратеры. ---Почему это произошло (ответы детей.)
-Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
-Зависит ли образование кратера от вида поверхности? (ответы детей.)
-А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?
-Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие? (Ответы детей.)
- На что похожа поверхность с мукой? (камни ударялись о дно поддона точно так же, как метеорит врезается в поверхность Земли или Луны.)
- Что же такое метеоритный кратер? (Это чашеобразное углубление на месте падения метеорита.)
Воспитатель показывает изображение кратера.
Воспитатель: Похож наш метеоритный кратер на настоящий?
*Ответы детей*
Биби: Как здорово получилось, спасибо ребята.
Да смотреть, как падают космические тела это интересно. Жалко, что не всегда можно увидеть настоящий звездопад.
В:Ребят, может быть сделаем для Пина с Биби звездопад, которые они смогут смотреть каждый день, и даже днем?
*Ответы детей*
А теперь приглашаю в нашу мастерскую!. Для того чтобы у нас ловко работали пальчики отдохнем и сделаем гимнастику (пальчиковый Игротренинг с камешками марблс
"Это камень не простой. Весь красивый, вот какой!
Меж ладошками кладем и ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.
Можно нам катать по кругу, перекидывать друг другу. "
Самостоятельная работа детей (звучит музыка)
В: Молодцы, посмотрите какое звездное небо у нас получилось! Биби, Пин вам нравятся?
*ответы персонажей*
Биби* Спасибо ребята, без вас бы мы до сих пор бы спорили с Пином, а теперь, мы снова можем лететь в нашу лабораторию и изучать нашу планету дальше.
В:До свидания, Биби и Пин. Прилетайте еще!
3. Заключительная часть (рефлексия)
Ребята, вам понравилось как мы помогали Пину и Биби (Ответы детей)
Что мы с вами делали? (Ответы детей).
Я надеюсь, вы всегда будете отзывчивыми, и будете помогать всем, кто нуждается в вашей помощи.