Светлана Сальникова
НОД по экологическому воспитанию «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому развитию
«Знатоки природы»
в подготовительной группе №11
МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 «Ладушки» г. Балаково.
Воспитатель : Сальникова С. В.
Цель.
Обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Задачи.
Развивающие.
1. Развивать логическое мышление, воображение, память, речь.
Публикация «НОД по экологическому воспитанию „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
2. Формировать пространственное представление об экосистеме, как места обитания животных и растений.
Обучающие.
1. Уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе.
2. Учить делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Закрепить представление о пищевых цепочках.
4. Расширять знание о культуре поведения в природе.
Воспитательные.
1. Воспитывать заботливое отношение к природе.
2. Формировать коммуникативные навыки, толетарность.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности.
Экологическая викторина, игра, физминутка.
Форма организации.
Групповая, командная.
Материал и оборудование.
Фишки для жеребьевки; мультимедийная презентация «Четвертый лишний»; фланелеграф, плоскостные изображения растений и животных для игры «Пищевые цепочки»; карточки «Знаки охраны природы».
Предшествующая работа.
Наблюдение в природе, беседы об обитателях животного и растительного мира. Рассматривание иллюстраций о природе : «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Перелётные птицы».
Чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; пословицы.
Экологические беседы : «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Мой домашний любимец»; «Как живётся диким животным в лесу»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Природа и человек»; «Правила друзей леса».
Ход НОД.
I часть.
(Дети входят в зал и садятся полукругом).
- Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
- Ребята, скажите, что такое природа?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)
-Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)
-Природа- это то, что существует без помощи человека.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы.
- Назовите, что относится к живой природе? ( Дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых, растения).
- Правильно. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
- Назовите, что относится к неживой природе? ( Дети называют: солнце, воздух, снег, дождь, радуга, камни и т. д.).
- Мы прекрасно понимаем, что мир живой природы не может существовать без солнца, воды, воздуха и других явлений. Почему? (Ответы детей).
- Воспитатель : Дорогие ребята, гости, приглашаю вас в «Клуб знатоков живой природы». «Здесь знает каждый, ты и я, Природу обижать нельзя!». А чтобы беречь природу нужно знать о ней как много больше.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки или озера – повсюду вас окружают загадки и таинства природы.
Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Знатоки природы». В викторине примут участие три команды.
Первая команда – «Хитрые лисы», вторая команда – «Крутые бобры», третья команда «Легкие бабочки».
- Представляю вам капитанов.
- Прошу капитанов команд занять свои места согласно жеребьевке, которую провели в группе. Остальным ребятам придется провести жеребьевку пря сейчас. (Дети вытаскивают из мешочка фишки, соответствующие эмблеме на столе и занимают свои места).
- Пришла пора представить жюри. (Объявляются члены жюри).
- Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас многое знаете, и я верю, что вы справитесь.
II часть.
- Внимание! Объявляется начало первого конкурса, называется «Вопрос – ответ». Я задаю вопрос, если команда отвечает и получает балл.
- И так, начинаем.
1. Какое дерево растет в Лукоморье А. С. Пушкина?
2. Какое насекомое поднимает груз больше своего веса?
3. Почему яркую божью коровку не клюют птицы?
4. Какое насекомое съедает пищи больше своего веса?
5. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?
6. Какое животное может пользоваться хвостом как рулем и парашютом?
7. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
8. Какую птицу называют лесным доктором?
9. У животных – мех, у птиц – оперенье, у рыбы - ….? (Чешуя).
10. О каком дереве говорят, что оно плачет?
11. Кем была лягушка пока не выросла?
12. Какое животное сбрасывает по весне свою кожу?
13. Дикий родственник кролика?
14. Как называется зверь, строящий плотины на реке?
15. У дуба желуди, у сосны…. (шишки).
16. Что такое зеленый покров земли?
- Ну что же, первый конкурс успешно завершился. Команды получили свои первые баллы.
III часть.
- Объявляю следующий конкурс «Четвертый лишний». Приглашаю команды к большому экрану.
(Дети рассаживаются перед экраном, каждая команда на свою полянку).
- Внимание! В этом конкурсе команды отвечают по очереди. Нужно дать ответ и объяснить свой выбор.
1. Слайд. Лиса, волк, медведь, заяц. (Заяц – травоядное животное).
2. Слайд. Щука, карась, сом, скат. (Скат – морская рыба).
3. Слайд. Береза, рябина, дуб, сосна. (Сосна – хвойное дерево).
4. Слайд. Роза, астра, лилия, ландыш. (Ландыш – лесной цветок).
5. Слайд. Подберезовик, опенок, мухомор, лисичка. (Мухомор – ядовитый гриб).
6. Слайд. Бабочка, стрекоза, паук, пчела. (У паука нет крыльев, он не летает).
7. Слайд. Ласточка, голубь, синица, воробей. (Ласточка – перелетная птица).
8. Слайд. Малина, ежевика, смородина, вороний глаз. (Вороний глаз – ядовитая ягода).
9. Слайд. Сорока, кукушка, ворона, удод. (Кукушка не высиживает своих птенцов, она подбрасывает яйца в гнезда других птиц).
- Молодцы! Жюри присуждает балы за правильный ответ и умение пояснить свой ответ.
IV часть.
- А сейчас пришла пора отдохнуть и немного размяться.
Физминутка. (Видео – зарядка, на интерактивной доске).
- Весело отдохнули. Пора продолжать конкурс. Прошу команды пройти на свои места.
V часть.
- Внимание голосовое письмо из села Простоквашино, от кота Матроскина.
- Здравствуйте, ребята! Тороплюсь рассказать свою грустную историю. Живу я далеко и у меня есть стадо коров, которое я пасу на лугу около деревни. Коровы мои питались клевером и давали много молока. На краю деревни в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал мне спать, и я её прогнал. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и давать очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Я не понимаю, что случилось?
- Ребята, а как вы думаете, что произошло? (Ответы детей).
-Другими словами – нарушилась пищевая цепочка. Все в природе взаимосвязано. Все живым организмам нужно питание.
-Предлагаю вашему вниманию следующий конкурс – «Составь пищевую цепочку».
- Приглашаю команды подойти к своим мольбертам.
(Капитаны команд выбирают конверты). На выполнение задания дается минута.
- И опять команды справились с заданием. Жюри не забывает оценивать.
VI часть.
Раздается стук и по музыку входит Лесовичок.
- Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?
Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Лесовичок: Вот еще одна жалоба «У нас в лесу у нас была красивая полянка. Но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками. Помогите! Помогите!». И таких жалоб целая книга. Что же делать?
- Дорогой, Лесовичок, как хорошо, что ты обратился к нам. Наши дети хотят стать настоящими знатоками природы. А у меня есть для них новое испытание.
- Хозяйка Природы для каждой команды приготовила конверт. Прошу капитанов команды посмотреть, что же там за послание. (Капитаны достают карточки с изображением «Знаков охраны природы»).
- Задача команды – рассмотреть знаки. Каждый член команды должен сказать, что означает знак. На обсуждение дается минута.
Дети каждой команды называют знаки.
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не ломай веток деревьев.
3. Не загрязняй водоемов.
4. Не лови бабочек и других насекомых.
5. Не сбивай ядовитых грибов. Некоторые животные ими питаются. Тем самым облечиваются.
6. Не рви паутину.
7. Не разоряй муравейников.
8. Не жги костры.
9. Не сори в лесу – убери за собой.
10. Не руби деревьев.
11. Не рви растения с корнем.
12. Не губи лягушек и других мелких животных.
- Какие, вы молодцы!
- Это знаки которые помогут навести порядок в природе. Дарим их тебе, Лесовичок! Развесишь их в лесу, на полянках, возле водоемов. И люди будут знать : «Природу надо беречь!»
Лесовичок: «Спасибо вам ребята, от меня и от всех обитателей природы! Пора торопиться в свои владения! До свидания.»
- Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след. А нам пора подвести итоги.
Заключительная часть.
- Слово предоставляется жюри.
- Спасибо, что посетили наш клуб «Знатоков Природы». Всего вам доброго. Берегите Природу –это наш дом.