Наталья Ларичева
Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы родного края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Зерноградского района
Проект по экологическому воспитанию
«Мир природы родного края»
Составил воспитатель :
Ларичева Н. С.
Сентябрь- октябрь 2016г
Проект по экологическому воспитанию
«Мир природы родного края»
Составил воспитатель :
Ларичева Н. С.
2016г.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Мир природы родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых, огород на окне.
У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, плоды деревьев, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
2. Цель проекта : Формирование знаний детей старшего и подготовительного возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.
Задачи проекта :
- создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;
- формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края;
- развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
- привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.
3. Участники проекта : воспитатель, дети старшего возраста, родители воспитанников.
4. Организация деятельности участников проекта :
Подготовительный этап:
- подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;
- определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;
- планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
- обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;
- изготовление (приобретение) дидактических игр;
- использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей;
- рассматривание рисунков, фото по данному проекту;
- просмотр видеоматериала;
- создание картотек.
Основной этап:
- проведение цикла занятий, экскурсий;
- взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
- открытые занятия педагогов;
- оформление уголка природы, огорода на окне;
- оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;
- вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;
- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
5. Содержание экологического воспитания : Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует, осознанное отношение к природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребё нка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.
Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.
Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.
Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.
Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.
6. Ожидаемые результаты и их оценка:
Образ конечного результата Критерии оценки
Интерес родителей к вопросам экологического воспитания - Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности;
- Отзывы родителей.
Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду - Пополнение группы дидактическими играми; - Пополнение уголка природы
комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне.
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. - Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру;
- Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях;
- Активность педагогов в реализации проекта.
Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.
Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.
Новизна проекта заключается в следующем: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Перспективы развития проекта :
- Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;
- Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»;
- Презентация проекта в детском саду.
7. Календарный план реализации проекта :
Виды деятельности
Январь (Птицы)
1. Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы»
2. Отгадывание загадок о птицах.
3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием.
4. Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки».
5. Игра с разрезными картинками.
6. Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами.
7. Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь».
8. Д. И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей».
9. Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном.
Февраль (Дикие и домашние животные)
1. Беседы о диких и домашних животных.
2. Беседа «За что я люблю…» - описание любимца по схеме.
3. Оформление макета «Ферма».
4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на территории Челябинской области, определение их названий, образа жизни.
5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»;
6. Загадки о домашних и диких животных.
7 .Д. И. «Кто, где живёт».
8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы».
9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»;
10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки».
11. Чтение: К. Ушинский «Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»
Март (Растения)
1. Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений.
2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»? «Найди пару цветку».
3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». Чтение глав из книги Д. Родари «Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки». А Митяев «Земляника», А. Богдарин «Про ягоды». Сказка В. Г. Сутеев «Под грибом». К. Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?».
4. Оформление макета «Лес».
5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов».
6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Челябинской области, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за комнатными растениями.
7. Экскурсия в парк наблюдение деревьями.
8. Игра в кругу «Назови цветок».
9. Логическая цепочка «Развитие растения».
10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне».
Апрель (Насекомые)
1. Беседа «Насекомые мира природы родного края».
2. Беседа «Зачем нужны насекомые».
3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х. К. Андерсен. «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки»
4. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает».
5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» (кляксография).
6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация)
7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала).
8. Конкурс поделок «Насекомые»
9. Сбор веток на участке.