Шарапова Сания Уразмухамедовна
Проект по экологическому воспитанию «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 «Умка»
Проект по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»
2016-2017 учебный год
Руководитель проекта воспитатель группы «А»
ОРН для детей от 6 до 7 лет
первой квалификационной категории Шарапова С. У.
г. Мегион, 2016г.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
Проект «Мы – друзья природы» (по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с природой родного края)
Актуальность. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды, плоды – все это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нашей жизни очень важно все это беречь и хранить.
Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед дошкольным образованием задачи поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может стать наш проект "Мы - друзья природы", ориентированный на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.
Для детей наш проект – это увлекательные игры, ознакомление с художественной литературой, экспериментальная деятельность. Для взрослых участников проекта (педагогов и родителей) – новые интересные формы взаимодействия с детьми.
Наш проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта - формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательную;
- ценностно-ориентированную;
- творческую (художественно-эстетическую);
- коммуникативную.
Проект «Мы - друзья природы» - это опыт совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды в ДОУ.
Задачи проекта :
1. Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей старшего дошкольного возраста и родителей в работе по формированию экологической культуры.
2. Привлечь родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство ДОУ.
Тип проекта : познавательно - исследовательский, долгосрочный (октябрь-апрель)
Блочное планирование работы позволяет использовать как весь проект в целом, так и отдельные его блоки. Используя предлагаемую систему, каждый педагог может выстроить воспитательно-образоватеный процесс (его экологическое направление) достаточно эффективно.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня знаний детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами живой и неживой природы
• Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
. Воспитание экологической культуры.
Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:
* Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей;
* Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
* Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, сотрудничать с детьми как с равноправными партнёрами.
Перспективный план работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию
№
п\п Мероприятие Цели мероприятия Форма проведения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.
2.
3. Анкетирование родителей
Подбор литературы по выбранным направлениям
Составление перспективного плана Определить потребности родителей по экологическому воспитанию детей.
Изучение имеющегося опыта работы по экологическому воспитанию.
Определить приоритетные направления, формы и методы работы. Анкетирование
1 БЛОК - В стране цветов
1.
2.
3.
4. Гости на клумбе.
"История одного цветника"
Посадка комнатных растений (календула, бальзамин)
Дидактические игры "Садовник", "Расскажи о цветах" Формировать представление о характерных особенностях внешнего вида и строения цветов, периодичность цветения (первоцветы, цветущие летом, осенние цветы, зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло).
Формировать умение внимательно слушать сказку, запоминать название цветов, особенности ухода за ними, устройство цветника, воспитывать интерес к живой природе, желание преумножать растительный мир.
Привлечь детей к совместной деятельности по посадке растений (цветов). Продолжать знакомить с элементарными правилами ухода за посадками.
Формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка, умение описывать внешний вид и особенности цветов. Наблюдение за цветами в уголке природы, на участке детского сада.
Чтение художественной литературы. Е. Алябьева "История одного цветника"
Трудовая деятельность (сбор семян)
Игровая деятельность.
Участие в выставке «Осенний букет»
2 БЛОК - Маленькие огородники
1.
2.
3.
4. Путешествие внутрь грядки
Познакомьтесь, огурец
Роль воды в жизни растений и животных
Такие разные овощи (поделки из овощей) Познакомить детей с земляным червяком, его значением в жизни растений. Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов, учить делать зарисовки в листке наблюдений.
Формировать представление о главных условиях ухода за огурцами (обильный полив теплой водой, рыхлая земля, подкормка). Закреплять навыки посадки семян в землю, пересадки рассады в грунт.
Активизировать знания о воде, нё свойствах, состояниях. Формировать бережное отношение к воде как к земному богатству и первой необходимости для всего живого.
Формировать навыки совместной детско-родительской деятельности, развивать творчество, фантазию. Просмотр презентации, беседа, наблюдение.
Трудовая деятельность, беседы, наблюдения.
Совместная с родителями трудовая деятельность (субботник). Посадка кустарников на участке.
Развлечение "Волшебница - вода"
Выставка поделок из овощей.
Опыт Свойства солнечных лучей
3 БЛОК - В мире насекомых и птиц
1.
2.
3. Интересно всё вокруг
Узнай насекомое
Чтение и заучивание стихотворений Формировать знания о разнообразии насекомых и птиц. Дать представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения, определять по издаваемым звукам и правильно называть. Формировать знания о полезных насекомых, о пользе птиц, о том, что их надо беречь и охранять.
Развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.
Уточнять знания о живой природе, развивать внимание, память, выразительность речи, формировать интерес к поэтическому слову, поэтическим образам. Беседы с детьми, наблюдения в течение всего лета, просмотр презентаций
Вечер загадок о насекомых и птиц с презентацией
Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина "Я ловила комара", "Надоедливая гостья", "Рыжеусый хулиган"; И. Токмакова "Разговор лютика и жучка" хантыйской сказки «Кукушка» и т. д.
4 БЛОК - Песочные фантазии
1.
2.
3.
4. Ознакомление с песком и глиной
Чтение стихотворений с последующим обсуждением
Необычная картина
Превращения песочницы Учить совершать целенаправленные действия по изучению свойств песка, глины, делать умозаключения, использовать знания, полученные на занятиях, в практической деятельности, играх.
Активизировать знания, полученные в процессе экспериментирования, развивать произвольное внимание, речь
Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком, познакомить с алгоритмом выполнения работы, упражнять в рисовании небольших миниатюр
Привлечь родителей к оформлению постройки из песка, развивать фантазию, воображение. Доставить удовольствие от совместной детско-взрослой деятельности. НОД "Опыты с Незнайкой"
Чтение художественной литературы:
Г. Люшнин "Песчаный дом", Л. Квитко "На песке", С. Маршак "Желтая страница" и т. д.
Беседа с рассматриванием панно, совместная и самостоятельная деятельность.
Трудовая, творческая деятельность на участке детского сада с привлечением родителей.
5 БЛОК – Деревья и кустарники
1.
2.
3. Такие похожие и разные
С берёзкой в хороводе
Викторина «Деревья и кустарники» Закреплять знания детей о названиях и основных частях деревьев и кустарников; учить видеть их характерные особенности; вводить названия деревьев и кустарников в активный словарь.
Формировать знания о том, что в коре берёзы есть вещество – бетулин, которое окрашивает её в белый цвет; насекомые, птицы и медведи любят берёзовый сок; формировать знания о пользе березы, отношении к ней человека; воспитывать интерес к родной природе, желание её сохранять и преумножать.
Закреплять знания детей о особенностях строения и жизни деревьев и кустарников, развивать произвольное внимание, умение правильно отвечать на вопросы, используя полученные знания; формировать интерес к жизни растений, бережное к ним отношение. НОД, наблюдения, беседы
Просмотр презентации, слушание песен, чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Берёза», Т. Шорыгина «Береза», «Хоровод берёз», «Березовый сок» и т. д.
Викторина с детьми параллельной группы.
Участие в акции «Елочка – зеленая иголочка»
Рассматривание в центре экспериментирования коры березы (береста) и коры хвойных деревьев.
6 БЛОК – Зелёный патруль
1.
2.
3.
4. Кто охраняет природу?
Чистый дворик
Мода из мусора
Музей экологии Познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций. Закреплять знание правил поведения в лесу. Вызывать эмоциональный отклик, желание защищать природу.
Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения территории. Формировать представление о растениях сорняках и способах борьбы с ними.
Дать представление о том, что любому предмету и материалу можно дать «вторую» жизнь. Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии в совместной деятельности с родителями.
Познакомить детей с Музеем экологии. Воспитывать умение слушать экскурсовода, задавать вопросы. Вызывать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Просмотр презентаций, беседы.
Развлечение «Правила поведения в лесу»
Трудовой десант по уборке территории
Развлечение с показом костюмов, выполненных из бросового материала
Экскурсия, предварительная и последующая беседы.
Совместное изготовление альбома «Будь природе другом!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Сбережём планету Продолжать работу по формированию экологической культуры и природоохранного сознания у дошкольников, эмоционально-положительного отношения к природе и практических умений, направленных на охрану и защиту природы Развлечение «Моя планета Земля»
(апрель)
Использованная литература.
1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д. саду.
4. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2012.
6. Издательский – торговый дом «Корифей» Мир вокруг нас: развивающая прогулка А. А. Машков
7. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в д. саду. Сценарии занятий