Корниенок Татьяна Анатольевна
НОД по социально-коммуникативному и познавательному развитию в подготовительной группе «Дружба народов разных рас»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность
по социально-коммуникативному и познавательному развитию
с обучающимися подготовительной к школе группы
«ДРУЖБА НАРОДОВ РАЗНЫХ РАС»
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о дружбе между людьми разных национальностей.
I. Познавательные :
1. продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
Публикация «НОД по социально-коммуникативному и познавательному развитию в подготовительной группе „Дружба народов разных рас“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2. познакомить с культурой этих народов;
3. учить определять различие и сходство людей разных рас.
II. Речевые:
1. обогащать словарь за счёт новых слов;
2. учить описывать внешний вид людей;
3. учить подбирать родственные однокоренные слова;
4. упражнять в подборе синонимов;
5. упражнять в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
6. развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса;
7. совершенствовать артикуляционный аппарат;
8. развивать речевое дыхание.
III. Развивающие :
1. развивать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать игровое общение;
2. развивать любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов.
IV. Воспитательные:
1. воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
2. воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.
Педагогические технологии: отгадывание загадок, электронная презентация, пословицы, музыка Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод», словесно-дидактическая и подвижная игры, приёмы невербального общения.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель:
- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Аргентину, Эквадор —
Уместил всю землю он?
(Глобус)
- Правильно, ребята – это глобус. А как вы думаете, что такое глобус?
- Глобус – макет нашей планеты Земля.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.
- Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)
- Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.
- Давайте, поиграем с вами в игру:
Словесно-дидактическая игра «Кто в какой стране живет»
Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры:
Воспитатель называет страну, а дети народ. Например,
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет на Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т. д.
- Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Включается экран: Дети монголоидной расы.
- Ребята, смотрите – «проснулся» волшебный экран!
(На экране появляется изображение японской девочки)
- Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии)
- Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда)
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый)
- У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий)
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите. Здесь на земном шаре расположена страна Япония.
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу, любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетением корзин и вееров.
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ на экране – буддийский храм) и высокие красивые горы (показ на экране Фудзияма).
(На экране появляется изображение японских детей)
- Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей)
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица – мимики и рук – жестов.
- Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют)
- А как бы нам подружиться с этими детьми?
- Что любят делать все дети на большой планете? (Играть)
- В Японии очень любят различные головоломки.
- Теперь мы отправляемся дальше.
(На экране – девочка негроидной расы)
- Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
- Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи? (Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке)
- Ребята, посмотрите. Здесь на земном шаре расположена Африка.
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза
- Расскажите, как выглядит девочка, у которой темные кудрявые волосы. (Кареглазая, большеглазая, темноволосая)
- Какая у неё одежда? (В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая)
- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище – однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикуса. Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством – верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища – каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает)
- Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? (Африканские дети больше всего любят танцевать)
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга-Чанга»)
( Включается волшебный экран: эскимосы (монголоидная раса)
- Посмотрите на экран!
- Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи)
- Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там, где холодно)
- Ребята, посмотрите. Здесь на земном шаре живут эскимосы.
- Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят дети?
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый)
- Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий)
- Какое у детей настроение?
- Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову «веселые» слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные)
- Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрытое шкурами.
- Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна. А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба» (Рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить)
- А теперь подберём родственные слова к слову «охота» (Охотник, охотиться, охотничье, охотничий) Молодцы, ребята.
- А здороваются эскимосы, помахивая руками (Дети показывают)
- Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи».
Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока «медведя» по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все «медведи» доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
- Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословице:
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь»
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
Старый друг, лучше новых двух.
Друга ищи, а нашел, береги.
Друзья познаются в беде.
Дружба заботой да подмогой крепка!
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Добро потеряешь – опять наживёшь.
( Включается волшебный экран: дети европеоидной расы)
- Включился наш волшебный экран (Фотографии детей из детского сада)
- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
- Мы такие разные – взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?
мы разговариваем на разных языках;
по-разному одеваемся;
выглядим по-разному;
у нас разные жилища (дома);
мы живем в разных уголках земного шара.
Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства! Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
III. Заключительная часть
«Дружат дети всей земли»
- Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли встанем в хоровод и соединим его вокруг земного шара.
- Как красиво у вас получилось.
- Давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод».