кривчикова ольга
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «Мой край родной Камчатка»
▼ Скачать + Заказать документы
Кривчикова Ольга Петровна
Непосредственно образовательная деятельность социально-коммуникативное развитие в подготовительной к школе группе
Тема: «Мой край родной Камчатка».
Задачи: -Расширить знания детей о родном крае, полуострове Камчатка.
-Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию, умение быстро находить правильный ответ;
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе „Мой край родной Камчатка“» размещена в разделах
- Камчатский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей: каюр, тундра, оленеводы, ягель, нарта, чум, кочуют, кухлянка, малахай, торбаса, огнедышащие.
-Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Приучать проявлять инициативу и любознательность, совершенствовать речь как средство общения.
-Совершенствовать у детей навыки работы на интерактивной доске.
-Воспитывать познавательный интерес и любознательность к изучению родного края, уважение к людям разных национальностей, их обычаям, истокам культуры, особенностям плясок.
Оборудование: мультимедийная презентация,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, пожмите друг другу руки и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.
Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по родному краю.
А помогут нам в этом наши знания, воображение и фантазия. На чем можно совершить путешествие?
Ответы детей: На машине, поезде, самолете и. т. д.
Воспитатель: Я предлагаю совершить это путешествие на ковре - самолете. Садитесь на него и приготовьтесь к полету. Дети садятся на ковер.
Воспитатель под музыку:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать.
Над полями, над горами,
Над глубокими морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
Среди гор, в краю родном.
Воспитатель: слайд2-9. Чтение стихотворения Л. А. Поповской «Этот край - моя Камчатка»
Думай-думай, угадай:
Как зовется этот край?
Здесь бескрайние леса,
Горы здесь под небеса.
Есть здесь горные вулканы,
В тундре-с ягодой поляны,
Есть здесь реки, сопки, склоны,
Буйных трав ковер зеленый.
Океан и море есть,
И всего не перечесть.
Это легкая загадка,
Этот край -моя Камчатка!
Воспитатель: Так как как называется наш полуостров?
Дети: Наш полуостров называется Камчатка.
Воспитатель: А почему это полуостров?
Дети: Потому что он омывается вокруг морями и океанами и соединен с материком.
Слайд 10
Воспитатель: А какими морями и океаном омывается Камчатка?
Дети: Беринговым, Охотским, Тихим океаном.
Воспитатель: Правильно, ребята, он омывается вокруг морями и океанами и соединен с материком. А что по форме напоминает наш полуостров?
Дети: Он напоминает рыбу
Воспитатель: А хотите узнать, как образовался наш полуостров?
Дети: Да.
Слайд 11. Воспитатель: Тогда проходите и садитесь на стулья, Я вам прочитаю легенду «Великий ворон Кутхинняку». Легенда о том, как появился наш полуостров.
Давным, давно это было. Летел однажды ворон Кутхинняку над большой водой - над морем. Летел, летел и устал. А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда Кутхинняку сложил крылья и упал в море. Нырнул он глубоко - глубоко и вытянул со дна огромный камень. Сел на камень, отдохнул, осмотрелся. А что, большую землю - камень он вытянул из моря, целую стран}'. Решил Кутхинняку остаться здесь. Стал он строить горы; обыкновенные и огнедышащие - вулканы, русла рек клювом долбить, леса насаживать, тундру разводить.
Воспитатель: На что похожа Земля, на которой сидит ворон?
Слайд 12.
Дети: Эта земля похожа на рыбу.
Гимнастика для глаз.
Ворон к небу подлетел
И на лево посмотрел,
И на право посмотрел,
Взглядом землю обогнул,
Ворон землю облетел,
И на камень тихо сел.
Слайд13. И чтобы не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух.
Воспитатель: Камчатку еще называют страной огнедышащих гор. Почему ее так называют?
Дети: Потому что у нас очень много вулканов.
Воспитатель: Какие вулканы вы знаете?
Дети: Корякский, Ключевской, Козельский, Авачинский, Вилючинский и. т. д.
Слайд 14.
Физминутка «Вулканы»
Вулканы начали "играть"
Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. 2 раза
Но вот он начал уставать
Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
Слайд 15. Но какая же страна без птиц и зверей? Давайте поможем Кухту расселить животных. Работа на интерактивной доске.
Слайд 16. Каких ещё зверей он расселил на Камчатке? Отгадайте загадки Кутха.
1. Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (Медведь).
2. В тундре, в лесу без боязни гуляет. След как медвежий, невольно пугает. Кто санитар тундры. (Росомаха)
3. Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец. (Соболь)
4. Огоньки зелёных глаз Испугать способны нас. Ушки кисточки венчают. Зверь всё слышит, примечает. (Рысь).
5. Трав копытами касаясь. Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко. Рога раскинув широко. (Лось).
6. В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (Тюлень)
7. В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец.
Как зовут его? (Песец).
Дети отгадывают загадки на доске появляются отгадки.
Слайд 17 Потом решил Кутхинняку отдохнуть, только скучно ему стало одному. И решил людей сотворить Кутх, чтоб в согласии с природой жили. Ремеслам их обучил, да веселым нравом их наделил, чтобы без грусти и печали жизнь подольше сохраняли. И только убедившись, что на созданной им земле сможет жить крепкий духом, согретый юмором народ, великий Ворон окутал легкой дымкой таинственности эту страну и улетел в неведомые края
Воспитатель: Вот так по легенде появился наш полуостров - Камчатка. Понравилась вам легенда?
Дети: Да.
Слайд 18.
Воспитатель: Много людей разных национальностей проживает на Камчатке. Назовите коренные и малочисленные народности.
Дети: Коряки, ительмены, чукчи, эвены, чукчи.
Воспитатель: Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить в ней нелегко. Это древнейшие населения Севера Камчатки. По внешнему виду все эти национальности сходны между собой, но условия их жизни, хозяйственные занятия и культуры разные.
Слайд 19.
Воспитатель: Вы знаете как называется шуба у коряков?
Ребенок: шуба у коряков называется кухлянка.
Воспитатель: правильно, а на корякском языке итэн. Как зазываются сапоги?
Ребенок: сапоги называются торбаса.
Воспитатель: правильно, а по-корякски плэку. Как называется головной убор?
Ребенок: головной убор называется малахай.
Воспитатель: правильно, а по-корякски пэнкэн. Молодцы, правильно назвали национальную одежду коряков.
А теперь послушайте загадку и постарайтесь догадаться, о чем она.
«Что за чудо - круглый дом,
Побывайте в доме том,
В нем всего одна стен,
Очень круглая она». Догадались?
Слайд 20.
Дети: Это чум.
Воспитатель: Это жилище коренных жителей тундры - чум.
Чум делали из деревянного каркаса, а сверху клали оленью шкуру. В центре жилища раскладывали костер, внутри были меховые пологи по количеству людей.
Воспитатель: А в каких ещё жилищах проживали народы Камчатки?
Воспитатель: Кто для людей Севера самый надежный и верный друг? И оденет, и накормит и в трудную минуту спасет?
Ребенок: Это олень.
Слайд 21.
Воспитатель: Удивительное животное — северный олень: крупное, сильное, неутомимое. Северные олени хорошо приспосабливаются к суровым условиям жизни в тундре. Чем питается северный олень? - ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они едят ягель - олений мох, добывая его из- под снега.
Воспитатель: Из оленьей шкуры народ шьет одежду, мясо употребляют в пищу, кости используют для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов, олений жир - источник освещения, еще олень служит средством передвижения. Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?
Ребенок: Нарты.
Воспитатель: А кто управляет оленями?
Дети: каюр - погонщик оленей.
Воспитатель: Чем погоняет каюр оленей. (Хореем)Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Как вы думаете, что значит «кочевой»? - ответы детей.
Воспитатель: Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта. Мы с вами знаем много разных профессий, узнали и еще об одной - профессии оленевода.
Воспитатель: Ребята, а чем ещё занимаются коренные жители Камчатки?
Посмотрите на слайд 22 и уберите лишнюю картинку.
Слайд 23.
Воспитатель: Народности Севера - это очень выносливый и трудолюбивый народ. Он любит петь и танцевать. Они отмечают много праздников такие как: праздник береговых коряков (праздник первой нерпы, оленеводов, первой рыбы, нового бубна, «Хололо», «Алхалалалай» и т. д. На всех праздниках люди любят петь, играть на бубне, танцевать и каждый с детства этому учится.
Хоровод «Хэйро» («Встреча солнца»).
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали? Молодцы, ребята, вы были сегодня очень активны, правильно выполняли все задания, отвечали на вопросы. Ну, а теперь нам пора возвращаться. Садитесь на ковер - самолет и полетим в наш родной детский сад.