Анна Александровна Борисова
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Времена года» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
" Времена года" в подготовительной группе
Цель:
Обобщать представления детей шестого года жизни о временах года, их последовательности; упражнять детей в составлении описательных рассказов о явлениях природы с использованием приемов мнемотехники: мнемотаблицы, мнемодорожки.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
Закрепить навыки количественного и порядкового счета, цвета.
Развивать связную речь детей, мышление, память, внимание, творческое воображение.
Воспитывать исполнительность, умение работать по инструкции.
Предыдущая работа:
Наблюдения на прогулке за явлениями природы в разное время года, ознакомление с мнемотаблицами, мнемосхемами.
Составление рассказов о временах года по схемам, мнемотаблицам.
Изображение на интерактивной панели:
«Королева знаний с сундучком»
"Живая мнемотаблица" Ромашки
Картинки :
«Солнышко без лучей»
«Солнышко с лучиками»
Мнемотаблица «Зима»
«Цветок из 10 лепестков на каждой цифре и картинки весенних явлений»
Мнемотаблица «Лето»
Осенние листочки с рисунками осенних явлений
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла королева знаний.
(Показ на интерактивной доске иллюстрации с изображением королевы Знаний с ящиком)
Она пришла с ящиком, туда дети оставляют поговорки, пословицы, загадки, приметы времен года. Хотите ли вы положить туда свои знания?
Дети: (да)
Воспитатель: Давайте вспомним, какое сейчас время года? Какой месяц?
Дети: началась весна, наступил март.
Воспитатель: С приходом весны к нам пришло солнышко, посмотрите, что-то с ним не так? Чего не хватает? (Воспитатель показывает солнышко без лучиков)
Дети: (нет лучей)
Воспитатель: Зима не позволяет солнышку светить ярко. Поможем солнышку!
Дети: да
Воспитатель: Давайте расскажем все, что мы знаем о зиме и она отступит.
(Дети составляют предложения, рассказывают о зиме с помощью мнемотаблицы «Зима»)
Например: Зимой на улице много снега.
Зимой люди празднуют праздник Нового года.
Зимой люди тепло одеваются и т. п.)
Воспитатель: Молодцы, вы помогли солнышку, вот посмотрите на наше солнышко, у него появились лучики, давайте возьмемся за руки и погреемся около солнышка.
(Солнышко появляется на интерактивной доске, проводится психогимнастика)
Психогимнастика «Я и солнышко»
(звучит легкая музыка)
Воспитатель: Дети, поднимите руки вверх, встаньте на цыпочки, потянитесь к солнышку, наслаждайтесь теплом его лучиков. Солнышко дарит каждому из вас по лучику. Схватите пальчиками лучик, а теперь отпустите, подставьте ладони лучам. Чувствуете, как они наполняются теплом. А теперь приложите ладони к груди. Пусть тепло перейдет к вашим сердечкам. Погрейте лица на солнышке. Давайте улыбнемся ему, подарим тепло своих улыбок.
Воспитатель: Зима отступила, и, наконец, пришла весна, она подарила нам волшебный цветок, но весенний ветерок подул, лепестки разлетелись, осталась только серединка, давайте посчитаем, сколько у нас лепестков, составим цветочек в соответствии с цифрами и расскажем об основных весенних изменениях в природе.
Проводится игра
Дидактическая игра «Сложи цветочек»
(Дети, выкладывая цветочек, считают количество лепесточков, называют цвета, проводится порядковый счет, потом дети описывают весенние явления с помощью мнемосхемы)
К примеру:
Весной просыпается солнышко.
Весной на деревьях появляются листочки
Весной просыпаются насекомые и тому подобное.
(Потом дети описывают основные весенние явления и изменения в природе по памяти)
Воспитатель. Следующее время года веселое, нежное, теплое, приглашает вас сделать веселую физкультминутку)
(Проводится физминутка)
Видишь, бабочка летает,
(машем руками-крылышками).
На лугу цветы считает
(Считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать!
(прыжки на месте)
За день, за два и за месяц.
(шагаем на месте)
Шесть,семь,восемь,девять, десять.
(хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(считаем пальчиком).
Воспитатель: Вы догадались о каком времени года идет речь?
Дети: Лето.
Воспитатель: Давайте расскажем все, что мы знаем о лете с помощью мнемотаблицы (мнемотаблица «Лето»)
Дети составляют предложения о лете.
Например: Летом на улице тепло.
Летом люди отдыхают на море, реке. И т. п.
Воспитатель: Послушайте загадку ободной летней примете:
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
(загадывает ребенок)
Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи "живой мнемотаблицы" выучим стихотворение об этих замечательных цветах (интерактивная панель)
Проводится заучивание стихотворения " Ромашки"
Воспитатель: Лето пролетело быстро, а последующее время года, какое?
Дети: Осень
Воспитатель: Осень уже принесла в сумке (листочки, но они не простые, на них изображены схемы, с помощью которых мы расскажем об основных осенних явлениях.
(Дети описывают осень по схемам, изображенным на листочках)
К примеру:
Осенью на улице становится прохладно.
Осенью люди собирают урожай
Осенью дети идут в школы.
Воспитатель: Дети, вы молодцы, у вас есть хорошие знания о временах года. Королева знаний благодарит вас за те знания, которые вы положили в ящик. Этой осенью вы все пойдете в школу, за то, что вы были на занятии старательные, внимательные королева знаний приготовила вам подарок, это раскраски.
Молодцы!