Елена Панина
Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Консультация „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Методика - мнемотехника основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.
Мнемотаблицы используются с целью :
– обучения составлению рассказов;
– при пересказах художественных произведений;
– при проговаривании чистоговорок и скороговорок;
– при отгадывании и загадывании загадок;
– при заучивании стихотворений.
Работа по мнемотаблицам проводится в три этапа:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и пересказывания небольшого рассказа. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком, а если рассказ, то воспроизводит близко к тексту. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Как показывает опыт работы, использование приёмов мнемотехники даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыка составления связных развёрнутых высказываний. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.